Краткое описание пбу. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации

Данное ПБУ устанавливает правила формирования учетной политики главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. Документ регламентирует порядок утверждения: рабочего план счетов, форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации. Кроме этого положение устанавливает порядок и правила внесения изменений в учетную политику организации.

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

Это Положение раскрывает порядок формирования и раскрытия в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций являющихся подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность работы по которым носит долгосрочный характер и составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кроме этого, рассматриваемое ПБУ, используется при учете договоров оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Документ определяет требования к организации объектов бухгалтерского учета по указанным договорам, условия признания доходов и расходов, а так же правила определения финансового результата.

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Документ устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. ПБУ регламентирует порядок пересчета выраженных в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, требования к учету курсовых разниц, а так же устанавливает порядок отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации.



ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации

Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности - единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Документ определяет перечень форм бухгалтерской отчетности и общие требования к ней: правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности.

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов и требования к порядку учета фактических затрат на их приобретение (затраты по заготовке и доставке, проценты по кредитам, таможенные пошлины и т.п.). Регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии и требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 6/01 Учет основных средств

Положение устанавливает требования к правилам формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и состав затрат для формирования первоначальной стоимости объекта (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; затраты на доставку объекта, таможенные пошлины и таможенные сборы, проценты по кредитам и т. п.). Устанавливаются способы начисления амортизации объектов основных средств: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок учета затрат организации на ремонт и восстановление объектов. Требования к отражению в бухгалтерском учете операций выбытия основных средств в случаях: продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд и иных случаях.

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

Для целей бухгалтерского учета событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Данное ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении к ПБУ приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности

Условным фактом хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Это Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении. Раскрытие информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации.

ПБУ 9/99 Доходы организации

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников имущества. Документ устанавливает правила классификации доходов, раскрывает перечень, состав доходов организации и порядок их признания. Данное ПБУ применяется коммерческими организациями (за исключением кредитных и страховых) и регламентирует порядок отражения информации.

Ведение бухгалтерского учета в российских компаниях подчинено строгой регламентации законодательно утвержденных положений. Аббревиатура ПБУ стала привычной для любого бухгалтера, а содержание этих документов – определяющим фактором в осуществлении грамотного учета практически во всех областях применения. РСБУ, прописанные в положениях регулируют порядок ведения учета активов (оборотных и внеоборотных), обязательств, фондов, операций/событий в основной или подсобной деятельности каждого отечественного предприятия.

Утверждаются ПБУ Министерством финансов, и законодательный характер этих нормативных документов требует неукоснительного и детального выполнения представленных в них методик и рекомендаций. ПБУ по бухучету, актуальные для финансистов в 2017 году, насчитывают 24 документа. Познакомимся с самыми распространенными из них.

ПБУ по бухучету: применение в учете МПЗ, ОС, НМА

Каждое предприятие, определяя методы вырабатывания учетной политики и ведения учета, МПЗ , начисления амортизации внеоборотных активов и результатов деятельности формирования, опирается на рекомендации, представленные в ПБУ 1/2008 «Учетная политика».

Учет материальных ценностей обширен и разнообразен. Поэтому законодателями утверждено несколько положений по бухучету, регулирующих самые разные стороны жизни компании. К примеру, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» устанавливает общие правила отражения в учете информации о производственных запасах – материалов, сырья, готовой продукции или товаров. Различная специфика деятельности предприятий, в частности, работающих с активами, стоимость которых выражается в зарубежной валюте, предполагает применение особой методики формирования учета, рекомендованной в ПБУ № 3/2006.

Особенности учета, начисления амортизации , постановки на консервацию или ликвидации объектов недвижимости и имущества, срок использования которого превышает год, трактует ПБУ 6/01 по учету основных средств. В последнее время важнейшей составляющей в успешном имидже компании являются такие факторы как деловая репутация, секреты технологий (ноу-хау), товарные марки или уникальные программные продукты, т.е. нематериальные активы. Учет НМА определяет ПБУ № 14/2007.

Учет расходов, расчетов и обязательств в ПБУ

Для строительных организаций, специализирующихся в подрядной деятельности, актуально ПБУ 2/2008 по ведению и учету договоров подряда. Порядок учета финансовых вложений в российских организациях устанавливает ПБУ 19/02, а правильное распределение расходов по полученным кредитам и займам – ПБУ 15/2008.

Компании, получающие и использующие государственную помощь, опираются на Положение по бухучету 13/2000 «Учет государственной помощи», определяющее правильность формирования поступления и расходования бюджетных средств.

Корректное отнесение расходов по научно-исследовательской, технологической и конструкторской деятельности предприятия рассматривает ПБУ 17/02, а особенности расчетов по налогу на прибыль – ПБУ 18/02.

Генерирование доходов и расходов компаний регламентируют ПБУ 9/99 и 10/99, стандартизирующие алгоритмы хозяйственных операций.

ПБУ в составлении финансовой отчетности

Отчетность предприятий составляется в соответствии с ПБУ 4/99, устанавливающим структуру, содержание и методику формирования. Наряду с общими требованиями к оформлению отчетности законодательно принято ПБУ 23/2011, объясняющее правила составления приложения к балансу – отчета о движении денежных средств.

Все ПБУ по бухучету на 2017 год дополняют положения, регулирующие действия бухгалтера при различных нестандартных ситуациях. Например, ПБУ 22/2010 устанавливает правила исправления ошибочных записей в бухучете , а ПБУ 7/98 определяет алгоритм действий при возникновении важного для компании факта хозяйственной деятельности после наступления отчетной даты.

Отметим, что в настоящее время законодателями разрабатываются проекты новых федеральных стандартов по учету ОС, НМА, запасов и долговых инструментов.

ПБУ 1/2008 Учет.политика орган.

Данное ПБУ устанавливает правила формир. Учет.политики главбухом или иным лицом, на которое возложено ведение БУ организации. Документ регламентирует порядок утверждения: раб. план счетов, форм первичных учетных документов, регистровбу, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орган., способы оценкиА и О, правила документооборота и технология обработки учетной инфо. Кроме этого положение устанавливает порядок и правила внесения изменений в учет.политику орган..

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

раскрывает порядок форм.и раскрытия в бу и отчетности инфо о доходах, расходах и финрезультатах организаций являющихся подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность работы по которым носит долгоср.характер и составляет более 1отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кроме этого, ПБУ, используется при учете договоров оказания услуг в области архитектуры, в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Документ определяет требования к организации объектов БУ по указанным договорам, условия признания доходов и расходов, а так же правила определенияфин.рез.

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость кот.выражена в ин. валюте

Документ устанавливает особенности форм-я в бу и отчетности инфо об А и О, стоимость кот. выражена в ин. валюте, в том числе подлежащих оплате в руб., организациями, являющимися юр. лицами по закон-ву РФ. ПБУ регламентирует порядок пересчета выраженных в ин. валюте стоимостиАи О в рубли, требования к учету курсовых разниц, а так же устанавливает порядок отражения в БУ А и О, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ.

ПБУ 4/99 Бух.отчетность организации

Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бух. отчетности - единой системы данных об имущ. и фин.положении организации и о результатах ее хоз. деятельности, составляемая на основе данных бу по установленным формам. Документ определяет перечень форм бух.отчетности и общие требования к ней: правила оценки статей бух. отчетности, аудит бух. отчетности.



ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

устанавливает правила формирования в бу инфо о мат-произ. запасах организации. Определяет порядок оценки мат-произ.запасов и требования к порядку учета фактических затрат на их приобретение (затраты по заготовке и доставке, проценты по кредитам, таможенные пошлины и т.п.). Регламентирует порядок определения их с/с при передаче в производство и ином выбытии и требования к раскрытию инфо в бух.отчетности.

ПБУ 6/01 Учет ОС

Полож. устанавливает требования к правилам формирования в бу инфо об ос предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве ос. Раскрывается методика оценки ос и состав затрат для формирования первонач. стоимости объекта (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; затраты на доставку объекта, таможенные пошлины и таможенные сборы, проценты по кредитам и т. п.). Устанавливаются способы начисления амортизации объектов ос: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок учета затрат организации на ремонт и восстановление объектов. Требования к отражению в буопераций выбытия ос в случаях: продажи, прекращения использования вследствие морального или физ.износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный капитал другой орган., паевой фонд и иных случаях.

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

Для целей бу событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на фин. состояние, движение ден. средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бух.отчетности за отчетный год. Данное ПБУ устанавливает порядок отражения в бух. отчетности ком-х организаций (кроме кредит.орган.), являющихся юр. лицами по законодательству РФ, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бух.отчетности. В приложении к ПБУ приводится примерный перечень фактов хоз.деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

ПБУ 8/01 Условные факты хоз. деятельности

Условным фактом хоз.деятельности в соответствии с ПБУ является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хоз. деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Это Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хоз.деятельности и их последствий в бух. отчетности ком-х организаций. Определяет состав условных фактов для бу. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении. Раскрытие инфоо последствиях условных фактов в бух.отчетности организации.

ПБУ 9/99 Доходы организации

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экон. выгод в результате поступления активов, денеж. средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников имущества. Документ устанавливает правила классификации доходов, раскрывает перечень, состав доходов организации и порядок их признания. Данное ПБУ применяется ком. организациями (за исключением кред.и страх.) и регламентирует порядок отражения инфо.

ПБУ 10/9 Расходы организации

Определяет правила форм-я в бу инфо о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия ком.и управ. расходов в отчетности.

ПБУ 11/2008 Инфо о связанных сторонах

Это Положение устанавливает порядок раскрытия инфо о связанных сторонах в бух.отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав инфо. подлежащий раскрытию.

ПБУ 12/2000 Инфо. по сегментам

Положение применяется организацией при составлении сводной бух.отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юр. лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бух. отчетности.

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

Документ устанавливает правила формир. в учете инфо о получении и использовании гос.помощи, предоставляемой ком-м организациям (кроме кред.Орган.), являющимся юр. лицами по законодательству РФ (далее организации), и признаваемой как увеличение экон. выгоды конкретной организации в результате поступления активов (ден.средств, иного имущества)

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

Устанавливает правила формирования в бу и бух.отчетности инфоо немат. активах организаций. Определяет условия для принятия к бу объекта в качестве нематериального актива, и регламенируетпрорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ раскрывает особенности форм-я в бу и бух.отчетности инфо о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в т.чтоварным и коммер.).

ПБУ 16/02 Инфо по прекращаемой деятельности

Устанавливает порядок раскрытия инфо по прекращаемой деятельности в бух.отчетности ком. организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.

ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

устанавливает правила форм-я в бу и бухг.отчетности ком. организаций, являющихся юр. лицами по законодательству РФ (за искл.кредит. организаций), инфо о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Это ПБУ определяет правила форм-я в учете и порядок раскрытия в бух.отчетности инфо о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кред.Орган.и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бу РФ (далее – бух. прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений

Определяет правила формирования в бу и отчетности инфо о фин. вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по фин. вложениям.

ПБУ 20/03 Инфооб участии в совместной деятельности

устанавливает правила и порядок раскрытия инфо об участии в совместной деятельности в бух.отчетности ком. организаций (кроме кред. организаций), являющихся юрид. лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию инфо в бух.отчетности.

ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений

Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бух.отчетности), инфо об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бух. отчетности.

Наименование ПБУ

Дата утвержденияприказом Минфина РФ

Номер приказа

Минфина РФ

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Бухгалтерская отчетность организации

Учет материально-производственных запасов

Учет основных средств

События после отчетной даты

Условные факты хозяйственной деятельности

Доходы организации

Расходы организации

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Учет нематериальных активов

Учет расходов по займам и кредитам

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Учет финансовых вложений

Информация об участии в совместной деятельности

Изменения оценочных значений

В положение по бухгалтерскому учету, как правило, входят следующие элементы:

    название и номер ПБУ;

    общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    порядок учета (описывается порядок учета наличия, изменения и выбытия соответствующего объекта учета);

    состав информации, подлежащей раскрытию в составе, информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета одного и того же объекта.

Третий уровень (методический) составляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Минфина РФ, других министерств и ведомств.

Методические указания, рекомендации, инструкции иные аналогичные документы третьего уровня призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Документы этого уровня предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. К документам третьего уровня относятся методические указания, приказы, письма Министерства финансов и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета (Госкомстат России, Центральный банк России, Министерство экономического развития и торговли России и т. д.).

Важнейшими документами этого уровня являются план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

План счетов бухгалтерского учета (систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета) представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Действующий в России (с 1 января 2001 г. и в настоящее время) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов было разрешено осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях, ведущих учет методом двойной записи, всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

На основании типового Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации имеют право (по согласованию с Министерством финансов) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя для этого свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая потребности в анализе и контроле ее деятельности. Кроме того, организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы для отражения фактов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией на основании положений Инструкции по применению Плана счетов и иных нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т. п.).

Четвертый уровень (организационный) составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые руководством самой организации. Рабочие документы экономического субъекта определяют порядок организации бухгалтерского учета и особенности его веденияна микроуровне.

Основными рабочими документами организации являются:

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета;

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей налогообложения;

    утвержденные руководителем формы первичных и иных документов;

    утвержденные руководителем графики документооборота;

    утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов» рабочий План счетов). Подобные организации нарушают порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами законодательства по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (директором).

При этом утверждаются:

    рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учётной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала Финансового года.

Предприятия в статусе юридического лица, в соответствии с законодательством РФ, обязаны вести отчетность. Один из главных нормативных актов, регламентирующих данную процедуру — ПБУ 4/99. Каковы его основные моменты? Какой должна быть структура в соответствии с нормами, что зафиксированы в данном нормативном акте?

Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?

Рассматриваемый источник права введен в оборот Приказом Минфина РФ № 43н, который был издан 06 июля 1999 года. Данный нормативный акт классифицируется как Положение. Полное его наименование — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Для чего нужен соответствующий источник права? Данный нормативный акт определяет структуру, а также методические основы ведения предприятиями

Юрисдикция рассматриваемого источника права распространяется на всех юридических лиц, кроме банков, а также государственных и муниципальных структур. Также ПБУ 4/99 может не применяться, если формируется предприятием для внутренних нужд, в целях предоставления статистической отчетности и бухгалтерской документации хозяйствующими субъектами для заинтересованных лиц в порядке, который прямо не регулируется Приказом Минфина № 43н.

Рассматриваемый документ не должен применяться при составлении:

  • отчетности, формируемой хозяйствущим субъектом для внутренних целей, а также составляемой для учреждений статистики;
  • информации, подготавливаемой банковской организацией в соответствии с установленными требованиями, если иное не предусмотрено отдельными правилами.

Можно отметить, что соответствующий источник норм может задействоваться непосредственно Минфином в целях:

  • определения типовых а также руководств для них;
  • особого порядка отчетности для малых бизнесов и НКО;
  • установления правил создания сводной отчетности, а также документации при изменении статуса предприятия.

Таким образом, рассматриваемый норматив - универсальный, имеющий довольно широкую юрисдикцию источник.

Рассматриваемый источник права устанавливает ряд определений, которых предприятиям желательно придерживаться при формировании отчетности.

Определения по ПБУ 4/99

Речь идет об определениях таких терминов, как:

  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные дата, период;
  • пользователь.

Под бухгалтерской отчетностью, в соответствии с положениями ПБУ 4/99, следует понимать единую внутрикорпоративную систему знаний о финансовом положении компании, а также об итогах хозяйственной деятельности фирмы, составляемую на основе сведений, которые отражаются в бухучете.

Под в ПБУ 4/99 понимается период, в рамках которого соответствующего типа отчетность должна формироваться в организации. Под отчетной датой понимается, в свою очередь, дата, по состоянию на которую хозяйствующий субъект обязан предоставлять отчетность.

Еще один термин, который раскрывается в рассматриваемом источнике права — пользователь. Под таковым понимается физлицо или организация, которые заинтересованы в получении сведений о хозяйствующем субъекте.

В ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" определяется состав соответствующей документации предприятия, а также требования к ней. Рассмотрим их.

Состав отчетности

В соответствии с положениями ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", в бухгалтерскую отчетность фирмы входят:

  • баланс;
  • отчет, фиксирующий прибыли и убытки;
  • специальные приложения к балансу и отчету;
  • пояснительная записка;
  • в предусмотренных законом случаях — аудиторское заключение.

В свою очередь, рассматриваемый источник права устанавливает широкий спектр требований к бухгалтерской отчетности фирмы. Изучим их.

Требования к документам

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", документы, которые формируются предприятием, должны отражать достоверно и в необходимой полноте представление о состоянии дел в бизнесе, итогах хозяйственной деятельности фирмы, тенденций, характеризующих экономическое показатели компании.

Главный критерий полноты и достоверности отчетности — ее соответствие правилам, зафиксированным нормативными актами, которые принимаются компетентными органами власти. В случае если при формировании соответствующих документов выявляется недостаточность тех или иных данных, то фирма должна внести в отчетность необходимые дополнительные показатели, пояснения.

В крайнем случае ПБУ 4/99 допускает данный сценарий, предприятие может отклониться от установленных норм, если необходимые показатели получить по объективным причинам не представляется возможным.

Информация, которая собирается в ходе работы над формированием отчетности, должна быть нейтральной. Ее применение не должно влиять на решения, принимаемые компетентными лицами в ходе оценки финансовых результатов.

Важнейшее требование к бухгалтерской отчетности юридического лица — в нее должны включаться показатели, отражающие итоги хозяйственной деятельности всех его подразделений, представительств, а также иных структур, включая те, что имеют отдельные балансы.

Предприятию необходимо обеспечить важнейшее соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое заключается в последовательном формировании документов, с учетом преемственности структуры формы, в которой фиксируются показатели по разным отчетным периодам. Формы документов, используемые в качестве основы для составления баланса, отчета, фиксирующего прибыли и убытки, а также дополняющих их источников, должны быть, таким образом, постоянными. Изменению они подлежат в исключительных случаях. Как вариант — если меняется вид деятельности фирмы. При этом организация должна быть готовой обосновать соответствующие изменения посредством отдельных пояснений к балансу, а также отчету, отражающему прибыли и убытки.

Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание ПБУ 4/99 содержит соответствующие нормы) должны формироваться с учетом преемственности показателей по разным отчетным периодам. В случае обнаружения расхождений между соответствующими данными бухгалтер может произвести необходимую корректировку тех или иных показателей. При этом сведения о ней нужно отражать в дополнениях к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки предприятия.

Отражение хозяйственных показателей в отчетности: нюансы

Существует ряд нюансов, характеризующих фиксацию в бухгалтерской отчетности ключевых показателей — их также предусматривает документ «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Коротко о них можно отметить следующее. Показатели об активах, пассивах, выручке и расходах фирмы необходимо отражать обособленно, если они очень важны для достоверной оценки положения дел в фирме. В свою очередь, данные показатели могут отражаться в дополнениях к балансу и отчету, если они не имеют особого значения для оценки состояния бизнеса.

Отчетные дата и год

В соответствии с рассматриваемым нормативным источником, при формировании бухгалтерской документации предприятие должно иметь в виду, что отчетной датой нужно считать последний календарный день соответствующего периода. Отчетный год соответствует периоду с 1 января по 31 декабря. Первый отчетный год для новой организации — период с даты регистрации фирмы до 31 декабря. Если фирма создана после 1 октября, то первый отчетный год для нее соответствует периоду с даты регистрации в государственных органах до 31 декабря, таким образом, следующего года.

Бухгалтерская отчетность: прочие требования

Рассмотрим иные значимые требования к формированию бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99. Так, следует отметить, что каждый ее компонент — баланс, отчет, дополнения к ним, аудиторское заключение — должны содержать:

  • наименование;
  • отчетную дату или период, за который предоставляется отчетность;
  • название фирмы, предоставляющей документы;
  • сведения об организационно-правовой форме бизнеса;
  • формат отражения показателей по отчетности.

Приказ об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 предписывает бухгалтерам составлять документацию:

  • на русском языке;
  • указывать показатели в рублях.

Соответствующая отчетность должна заверяться:

  • руководителем фирмы;
  • главным бухгалтером или иным работником, реализующим полномочия по ведению бухучета.

Структура баланса

Полезно будет изучить структуру двух ключевых документов бухгалтерской отчетности — баланса, а также отчета, что отражает прибыли и убытки фирмы. Начнем с первого источника.

Содержит актив и пассив. Соответствующие показатели характеризуют экономическое положение фирмы на отчетную дату. Что касается активов и пассивов фирмы, они должны классифицироваться на краткосрочные и долгосрочные. К первым относятся те, длительность которых не превышает 12 месяцев. Ко вторым — наоборот, те, которые могут быть погашены обязанной стороной через 12 месяцев после заключения договора и позднее.

Структура отчета

Следующий важнейший документ — отчет, в котором отражаются показатели по прибылям и убыткам. С использованием данного источника может быть осуществлена, в частности, классификация доходов на основе ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Рассматриваемый документ должен отражать итоги хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период. Основные показатели в нем соотносятся, таким образом, с доходами и расходами, которые классифицируются на обычные и прочие.

Пояснения к балансу и отчету

Еще один важнейший тип источников, включаемых в бухгалтерскую отчетность фирмы — пояснения к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки фирмы. Соответствующие дополнения предназначены для раскрытия тех сведений, что относятся к учетной политике фирмы и необходимы для выставления заинтересованными лицами достоверной оценки финансовых показателей компании.

В случае если в пояснениях требуется отразить отклонения от правил, допущенных компетентным специалистом фирмы при составлении отчетности, фиксируется причина допущения данного отклонения. Кроме того, фирме необходимо отразить финансовые последствия допущения несоответствия нормам права, регулирующим составление бухгалтерской отчетности на предприятиях.

Дополнения к отчетным источникам бухгалтерии должны отражать сведения, которые относятся непосредственно к хозяйственной деятельности организации, и раскрывать их в контексте той информации, что подтверждается данными бухучета. Таким образом, заинтересованное в получении рассматриваемых источников лицо рассчитывает, прежде всего, на повышение достоверности сведений о хозяйственном положении на предприятии.

Обязательный критерий соответствующих дополнений к ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" - их соответствие нормам законодательства, а также внутренних нормативных актов, если это требуется исходя из управленческой политики корпорации. Если от каких-либо норм финансистам пришлось отказаться, это должно быть зафиксировано в рассматриваемых дополнениях. Таким образом, соответствующие документы предполагают быть прозрачными для любых заинтересованных лиц.

Можно отметить, что рассматриваемый правовой акт может корреспондировать с иными, что регулируют бухучет на предприятии. В этом случае финансисту необходимо иметь оперативный доступ к соответствующим источникам норм в самой свежей редакции, а также к комментариям, разъяснениям и, если потребуется, судебной практике по использованию положений данных источников права.