Тайна Самуила Маршака: как великий детский поэт учил советских детей каббале. Самуил маршак - гениальный поэт и переводчик, которого спасла детская литература Стихи для взрослых


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • обобщить знания детей о писателе С.Я. Маршаке, его произведениях;
  • развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей;
  • воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака.

Оборудование : презентация к празднику, атрибуты для инсценировки, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа.

  • Чтение детям произведений С.Я. Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений «Кошкин дом» , «Зубная быль» , «Сказка о глупом мышонке» , «Пожар» , «Багаж» , «Котятки» , «Пудель» и инсценировка их.

Ход мероприятия

Под музыку дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на оформление зала. Дети передвигаются по залу, всё рассматривают, садятся на свои мета.

Воспитатель : Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?

Дети : Осень!

Воспитатель : Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : А давайте расскажем стихотворения об этих месяцах :

Выходят дети и рассказывают стихи про осень.

СЕНТЯБРЬ.

Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа .

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава, замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Воспитатель : Кто написал эти стихи?

Дети отвечают. (С.Я.Маршак)

Воспитатель : Мы не зря сегодня собрались, в ноябре у автора этих строк - Самуила Яковлевича Маршака - день рождения . В этом году ему бы исполнилось 130 лет.

Он написал огромное множество всеми любимых стихотворений , сказок, которые знают не только ваши родители, но и даже ваши бабушки и дедушки!

Воспитатель : Еще недавно с полей был собран урожай, стихотворение «Август».

А давайте сейчас послушаем стихотворение про осень «Цветная осень, вечер года».

Воспитатель : – Ребята, сейчас я расскажу немного о Маршаке .

С. М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже, семья была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми.

Посмотрите, каким он был в детстве. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года. И сейчас стихи из раннего творчества поэта нам прочитают .

«Не страшен этот белый кот», «Два дрозда», «Маленькие феи», «Непослушные гусята».

Воспитатель : Маршак писал о временах года, о природе и о животных. Сейчас ребята совместно с родителями покажут инсценировку на стихотворение «Пудель».

Воспитатель : А теперь давайте выполним следующее задание, которое называется «отгадай загадку» .

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(сапоги)

Один пришит для красоты,
Другой для дела нужен -
В него платок положишь ты,
Когда зимой простужен.
(Карман)

Воспитатель : Ребенок читает стихотворение «Большой карман».

Стук в дверь. Вбегает Рассеянный…. (пальто застегнуто криво, не на те пуговицы, на руках носки, на голове сковорода). Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, произносит:

Это что за остановка – Бологое иль Поповка? (Подходит к воспитателю, дергает за рукав)

Глубокоуважаемый! Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый! Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить,
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить? (Опять оглядывается и испугано восклицает)

Ой! Да это не моя остановка, я опять попал не туда (пытается уйти)

Воспитатель : Как раз попали куда надо. Ведь Вы из книжки Маршака «Вот какой Рассеянный» .

Рассеянный :

Нет, Вы ошибаетесь, я из книжки «Мойдодыр» .

Воспитатель: Дети, вы только послушайте, что говорит Рассеянный. Разве он из книжки «Мойдодыр» ?

Дети : Нет!

Ну, что ты, Рассеянный! Ты опять все перепутал.

Дети, скажите Рассеянному, кто о нем написал.

Дети : Самуил Яковлевич Маршак!

Рассеянный (огорченно)

Вы уж меня простите, ребята. Я всегда все говорю и делаю наоборот.

Воспитатель : Не расстраивайся! Оставайся у нас, мы поможем тебе попасть на нужную станцию! А наши дети покажут инсценировку стихотворения «Рассеянный» .

Рассеянный

Останусь, так и быть!

Воспитатель:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось – это брюки.

Дети:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

1 мальчик:

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду!

2 мальчик:

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки!

Вместе:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Дети, взявшись за локти, друг друга, изображают движущийся поезд. Звучит фонограмма паровозного гудка.

Воспитатель:

Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны.
Сел в углу перед окном,
И заснул спокойным сном.

Воспитатель указывает на спящего человека, дети на цыпочках проходят мимо и уходят со сцены.

Воспитатель : Что за человек рассеянный, откуда он взялся? Из прекрасной детской книжки. По мнению каждая детская Маршака , каждая детская книжка – своего рода спектакль, его игровой элемент заключён в неожиданности и меткости образов.

Рассеянный : (просыпаясь) Это что за полустанок?

Воспитатель :

Закричал о спозаранок.
А с платформы говорят:

Рассеянный пожал плечами и снова заснул

Воспитатель : Ну что, Рассеянный, ты узнал с какого ты произведения?

А тебе Рассеянный мы вручаем расписание электропоездов! Удачи!

В конце Рассеянный угощает детей конфетами.

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887 году, его раннее творчество отметил известный критик , который пригласил молодого литератора (на тот момент Маршаку было семнадцать) в Петербург и познакомил с Горьким.

В первые годы — даже десятилетие — своей литературной деятельности Маршак писал на вполне взрослые темы. Например, выпустил цикл стихов под названием «Палестина», цикл сионистских стихов (они появились после его продолжительной поездки на Ближний Восток в начале 1910-х годов и проживания в Иерусалиме). Кроме того, два года прожил в Англии и учился в Лондонском университете — именно там он обратил внимание на английский фольклор и начал переводить британские баллады и ирландские лимерики. После революции перебрался на юг России, в Екатеринодар (сейчас Краснодар), где

под псевдонимом писал антибольшевистские фельетоны --

этот факт его биографии, кстати, тщательно скрывался в советское время, хотя именно в то время он впервые начал писать для детей и даже организовал детский театр.

А вот после возвращения в Петроград в начале 1920-х Маршак и становится на тот путь, который его прославил.

Уже в 1923-м выходят его первые книги, предназначенные для детей — там и переводы («Дом, который построил Джек»), и оригинальные стихи — например, «Сказка о глупом мышонке».

Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком

Стихи Маршака отличали напрашивающиеся рифмы и запоминающиеся рефрены — и это делало его творчество очень понятным детям. В «Мышонке», например, постоянно повторялось двустишие:

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок

И даже печальный конец (единственным понравившимся голосом для мышонка стало мурчание страшной кошки) не пугало детей. Хотя Маршака — как и, например, — много позже, уже в наше время, обвиняли в излишней жестокости его детского творчества. Что, разумеется, истине не соответствовало.

Маршак знал, для кого он писал, и умел подстраиваться под восприятие своего читателя. В 20-е он издавал детский журнал «Воробей», в котором печатал произведения , Виталия Бианки и — признанных мастеров детской литературы. Он вел «Литературный кружок» при ленинградском Дворце пионеров, а в 1934 году, на Первом съезде советских писателей, делал доклад о литературе для детей.

Три мудреца в одном тазу

Его переводы английских детских дразнилок становились частью отечественной литературы, получая новый смысл, зачастую далекий от оригинала. Потешка о жителях деревеньки Готэм («Three Wise Men of Gotham») превратилась в простую и понятную считалку, правда, совершенно наднациональную:

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.

А переведенная им история про «Шалтая-Болтая» подарила русскому языку выражение «Вся королевская рать».

И даже типично английский парень по имени Робин стал очень близким советским детям персонажем по имени Робин-Бобин, который кое-как подкрепился — натощак:

Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен,
Да еще и недоволен!

«Я знаком c читателем двухтысячного года!»

Даже в тех стихах, которые поднимали взрослые темы, он умел находить нужные слова, чтобы они были понятны самым юным читателям:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Или его поэма (а точнее, «памфлет») «Мистер Твистер» — про богача, решившего приехать в советский Ленинград:

Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.

С возрастом дети могли забыть перипетии сюжетов, но цитаты вроде «ищут пожарные, ищет милиция» или «владелец заводов, газет, пароходов» оставались в нашей коллективной памяти на всю жизнь — и любой человек, выросший на стихах Маршака, понимал отсылку.

И не напрасно продолжение четверостишия «Читатель мой особенного рода» звучало так:

Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

Он действительно был знаком — его читатели из нового века были детьми, внуками и даже правнуками тех, кто читал произведения Маршака, когда сам еще был ребенком, и любовь к которым они пронесли через всю свою жизнь.

История мировой и отечественной авиации хранит немало имен замечательных людей. Их жизнь и гражданский подвиг навсегда останутся в благодарной памяти поколений. К славной плеяде крылатых первопроходцев принадлежит и Пётр Николаевич Нестеров - герой российского неба, лётчик-новатор, талантливый авиаконструктор.

Родился П. Н. Нестеров 15 (27) февраля 1887 года в семье офицера - воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова. Отец умер в возрасте 27 лет, так и не увидев своих сыновей - Николая, Пётра и Михаила - офицерами. Из братьев только Николаю суждено было дожить до наших дней. Безоговорочно приняв после Октябрьской революции сторону большевиков, он служил в Советской Армии, стал генералом, преподавателем одной из военных академий. Михаил, старавшийся во всём походить на Пётра, так же, как и брат, стал военным лётчиком и в начале Первой мировой войны и не раз отличался при выполнении разведывательных полётов. Он погиб в авиационной катастрофе.

Материальное положение Нестеровых было весьма скромным, а после смерти отца - особенно. Потеряв кормильца, вдова Маргарита Викторовна была вынуждена переехать на частную квартиру.

26 августа 1897 года Пётра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский корпус. Он был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обострённым чувством прекрасного, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине. Композитор А. К. Глазунов предсказывал ему большое вокальное будущее. Пётр много читал. Его интересы были разнообразными. С увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, много внимания уделял точным наукам. Учение давалось ему очень легко. Он овладел несколькими иностранными языками, увлекался орнитологией.

В 1904 году Пётр Нестеров закончил Кадетский корпус по 1-му разряду и был направлен для продолжения учёбы в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошёл хорошую теоретическую и практическую подготовку. Много размышляя о будущей службе, он серьёзно изучал опыт применения артиллерии в период русско-японской войны 1904-1905 годов. В трудах и заботах два года пролетели незаметно, и после блестяще сданных экзаменов подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчёт вышел в учебных стрельбах на первое место.

Случай повернул судьбу Нестерова. Его внимание привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Познакомившись с офицерами роты, он высказал мысль о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Нестеров добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздухоплавательного парка и в качестве артиллериста-наблюдателя неоднократно поднимался на аэростате. Однако, воздухоплавательную роту расформировали и Нестеров был отозван в бригаду.

В 1910 году не обладавший крепким здоровьем Пётр Николаевич заболел и был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на один год". Во Владикавказе (город Орджоникидзе) Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом-авиатором, построившим планер собственной конструкции. "Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал потом П. Н. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота". Однако, проект Нестерова был отклонён главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его решение стать лётчиком и конструктором только окрепло.

В июле - августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Нестеров знакомится с учеником профессора Н. Е. Жуковского - Пётром Пётровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания.

В сарае Соколовых, на Провиантской улице, друзья построили планер. Мать Пётра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру. Для испытаний выбрали поле за Пётропавловским кладбищем (в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2 - 3 метра. "Нижегородский листок" 3 августа 1911 года отмечал, что "проба оказалась весьма удачной".

Этот полёт считается началом лётной деятельности П. Н. Нестерова. Впоследствии сам лётчик отмечал: "Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания". Таким образом, П. Н. Нестеров как лётчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. Н. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолёта.

7 октября 1911 года Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За 11 месяцев, полагающихся на обучение, Нестеров сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворён современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолёт может сделать в воздухе "мёртвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.

Ещё в период обучения, 18 августа 1912 года, Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Полёт проходил на высоте 3400 метров. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания. Свой первый самостоятельный вылет на самолёте Нестеров осуществил 12 сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а ещё через неделю - на звание военного лётчика. В составе авиационного отряда Нестеров был переведён из Петербурга в Варшаву, где в ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "Ньюпорах" и зарекомендовал себя как лётчик-экспериментатор. Так, во время одного из полётов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой, чем "привёл товарищей в трепет".

Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от января 1913 года говорилось: "Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие".

В мае 1913 года Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Начались дни и дела военного лётчика, которые принесли ему мировую славу.

В июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь он временно исполнял обязанности начальника, добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолёта. Лётчики занимались по составленной Нестеровым программе.

Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами. В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10-11 августа 1913 года в составе трёх самолётов по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал ещё один нижегородец - выпускник Кадетского корпуса В. М. Ткачёв. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё 2 раза, один из них был рекордным - за один день от Киева до Гатчины.

Лётчик не мог останавливаться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Пётр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мёртвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолёта, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 августа 1913 года нестеровский "Ньюпор" вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, лётчик, как явствует из рапорта начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился.

Подвиг П. Н. Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации". Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мёртвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полёты - это школа лётчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 марта 1914 года повторил "мёртвую петлю".

Пётр Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, вскоре был произведён в Штабс - капитаны, назначен начальником авиационного отряда.

Рекорды продолжались. В военных маневрах сентября 1913 года Нестеров осуществил первую в мире "атаку самолёта противника".

Он практиковал взлёты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолётов. Но в июне 1914 года началась война...

Отчётливо понимая империалистический характер войны, П. Н. Нестеров тем не менее, как офицер, должен был исполнить свой воинский долг перед Родиной. Кроме всего прочего, перед ним открывались возможности в боевых условиях проверить давно вынашиваемые идеи. Практика войны подтвердила правильность многих их них. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собъёт аэроплан Нестерова.

Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолёте пулемёта, он усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот приём на практике. 26 августа 1914 года прославленный лётчик совершил бессмертный подвиг - таранил самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск.

Произошло это в небе близ города Львова, на глазах местных жителей. Барон Ф. Розенталь дерзко летел на тяжёлом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его маневр был быстр и решителен. Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса". Свидетель тарана писал:
"Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника".

Громоздкий "Альбатрос" ещё продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров.

Отважный пилот был погребён в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом лётчика - новатора он открыл новую страницу истории авиации. Его "мёртвую петлю" и воздушный таран многократно повторили советские лётчики в годы Великой отечественной войны, и сделали это успешнее, сохранив при этом более половины боевых машин. Они доказали справедливость суждений Нестерова, что нападающий при таране не самоубийца, что он может и уцелеть.

Память выдающегося лётчика достойно увековечена. Уже в 1914 году на месте его гибели в городе Жолкове Львовской области был сооружён монумент, а вскоре городок переименован в Нестеров. Позднее, в 1980 году, в этом городе построили мемориал памяти героя-авиатора.

В Петербурге, где П. Н. Нестеров учился в Гатчинской школе воздухоплавания, его именем называется одна из улиц. На родине, в Нижнем Новгороде, Нестерову воздвигнут памятник, поставленный на самом красивом месте города - Верхне-Волжской набережной, в одном ряду с памятником другому выдающемуся лётчику-нижегородцу Валерию Павловичу Чкалову. Международная авиационная федерация учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени П. Н. Нестерова.

Пётр Николаевич Нестеров, как и многие другие известные Российские лётчики, не являлся "асом" в прямом смысле этого слова - за короткий период своего участия в войне он совершил всего 7 боевых вылетов и одержал только одну воздушную победу. Однако вклад Нестерова в развитие отечественной военной авиации столь высок, что обойти его имя на страницах данного проекта - просто невозможно.

Известный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак знаком не одному поколению маленьких читателей своими знаменитыми детскими книжками.

А из этой виртуальной выставки вы узнаете о малой толике произведений С.Я. Маршака, которые есть в нашей библиотеке.



Маршак, С. Я. Большой карман [Текст] : / С. Маршак; рис. А. Елисеева, М. Скобелева. – Москва: Мелик-Пашаев,2015. - 20 с.

Издательство "Мелик-Пашаев" настойчиво возвращает в обиход брошюру – тот тип издания, на котором выросло не одно поколение читателей.

На этот раз из ранних шестидесятых годов в руки наших Главных читателей – детей попадает весёлая и занимательная история в стихах про запасливого мальчугана Ваню, который складывал в карман всё на свете - от гвоздей и гаек до блинов и барабана.

Всё, что Ваня ни найдёт, Он в карман к себе кладёт.

Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев нарисовали выразительные иллюстрации со смешными подробностями. Малыши будут с удовольствием рассматривать хозяйственного Ваню с необъятным карманом, в котором странным образом уместились и рогатая корова, и жираф, и юла, и пирамидка, и множество других заманчивых предметов. Хороша для рассматривания и жизнь детского сада: повариха с кастрюлей, детки в фартучках с поварёшкой, прогулка на детской площадке, коллективный поиск исчезнувшего барабана и т.д.

Книга о притягательной силе больших карманов будет интересна детям младшего дошкольного возраста.


Маршак, С. Я. Весёлое путешествие от А до Я [Текст] / С. Маршак; худож. В. Гальдяев. – Москва: Дом Просвещение, 1994 . – 156 с.

Дорогие родители и воспитатели! Вы хотите научить ребёнка читать, но так, чтобы это было ему не в тягость? Хотите, чтобы он полюбил чтение? Хотите расширить его кругозор? Тогда отправляйтесь вместе с ними в весёлое, занимательное и познавательное путешествие в азбучную страну от А до Я.

Это весёлое и увлекательное путешествие придумал для детей замечательный поэт, классик С. Я. Маршак.

Для младшего школьного возраста.



Маршак, С. Я. Вчера и сегодня: стихи, сказки, прибаутки [Текст] / С. Маршак; рис. В. Гальдяева. – Москва: Малыш, 1990 . - 96 с.

Перед вами книга со стихами разных лет, написанными С.Я. Маршаком. В ней также вы найдёте чешские народные песенки и прибаутки, и стихи из английской народной поэзии переведённые тоже Маршаком.



Маршак, С. Я. Золотое колесо [Текст] / С.Маршак; рис. М. Митурича. - Москва: Малыш, 1987 . – 122 с.

Переиздание замечательной книги С. Я. Маршака "Золотое колесо", впервые увидевшей свет в 1977 году, в год 90-летнего юбилея со дня рождения С. Я. Маршака. Книга составлена сыном поэта – Иммануэлем Самойловичем Маршаком. В книгу вошли стихи разных лет, азбука, чешские и английские народные песенки, избранные стихи из Д. Родари, Р. Киплинга и Э. Лира. Книга начинается с обращения к читателям И. С. Маршака и А. И. Маршака, внука Самуила Яковлевича Маршака. Так под одной обложкой встретились три поколения творческой семьи Маршаков. Книга также ценна иллюстрациями народного художника РФ Мая Петровича Митурича. Для детей до 3-х лет.



Маршак, С. Я. Курочка ряба и десять утят [Текст] / С. Я. Маршак; [худож. В. Каневский] . - Москва: Малыш, 1984 . - с.

Русскую народную сказку о курочке Рябе знают все малыши. Но может, не все знают, что есть ещё одна сказка о курочке Рябе. Эта сказка про другую курочку – про добрую и храбрую курочку, которая однажды высидела не цыпляток, а десять утят и стала их воспитывать и оберегать…

Читайте прекрасную сказку, рассматривайте добрые, красочные картинки известных художников-иллюстраторов.

Для дошкольного возраста.



Маршак, С. Я. От одного до десяти: весёлый счёт [Текст] / С. Маршак; рис. В. Конашевича. – Москва: Мелик-Пашаев, 2014. – 19 с.

Стихотворение Самуила Маршака "От одного до десяти. Весёлый счёт" – одно из лучших и невероятно популярных детских произведений для обучения счёту.

Слушая или самостоятельно читая моментально запоминающиеся строчки, ребёнок без усилий и с удовольствием запоминает цифры от 1 до 10. Но это не единственное достоинство книги. Простые и доступные стихи учат не только счёту, но и делам житейским:

"Потому что кошки не едят из ложки";

"А не ляжете в кровать – носом будете клевать";

"Семь ночей и дней в неделе";

"Красный свет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути, а зелёный свет – кати".

Замечательный текст органично дополнен рисунками Владимира Конашевича. Он наделяет цифры живыми чертами и вводит в книгу несуществующих в тексте забавных человечков. Они везут цифры в тележке, удерживают единиц от драки, грустят, когда они оказываются зачёркнутыми, с радостью подталкивают цифры к нолям, пьют чай за кукольным столиком, разъезжают на игрушечном самосвале, кормят кошек молоком и производят множество других весёлых и полезных действий.


Плывёт, плывёт кораблик [Текст] : английские детские песенки / пересказал С. Маршак; рис. Вл. Конашевича. – Москва: Росмэн, 1996 . - 52 с.

В этой книге собраны английские детские песенки Самуила Яковлевича Маршака с прекрасными иллюстрациями Владимира Конашевича.



Маршак, С. Я. Пожар [Текст] / С. Маршак; рис. В.Конашевича. – Москва: Мелик-Пашаев,2015 . - 16 с.

Пожар – это одна из самых притягательных и завораживающих тем для детей. В их понимании пожарная машина – это машина для опасных и благородных приключений, а пожарный – самая героическая профессия. Вот почему книга С. Маршака "Пожар" с иллюстрациями В. Конашевича издавалась целых 28 раз, начиная с 1923 г. Она не устарела, не сошла со сцены и продолжала жить в старых и новых картинках своего лучшего иллюстратора Владимира Конашевича. Перед вами последний обновлённый авторами вариант, который вышел в 1952 году. Теперь действие книги разворачивается на фоне современного города: на смену пожарным упряжкам пришли пожарные машины, а на месте одноэтажных домов выросли многоэтажные здания. Заново иллюстрируя "Пожар", Конашевич долго и внимательно присматривался к работе пожарного депо в Ленинграде, расспрашивал пожарных, скрупулёзно зарисовывал новые машины. Но и в тексте и на картинке осталась любопытная деталь, давно исчезнувшая из современного пожарного дела, смысл которой стоит пояснить детям: по количеству сигнальных шаров, которые дозорный поднимал над каланчой, судили об интенсивности пожара и примерном направлении места возгорания. Лёгкая рифма, увлекательный сюжет, выразительные красочные рисунки позволяют считать "Пожар" Маршака и Конашевича непревзойдённым шедевром литературы "для маленьких".


Маршак, С. Я. Про всё на свете [Текст] : азбука в стихах и картинках / С. Маршак; рис. В. Конашевича. - Москва: Детская литература, 1986 . – 13 с.

"Про всё на свете. Азбука в стихах и картинках" С. Маршака – одно из самых известных произведений поэта. Дети с удовольствием прочитают сами и запомнят короткие стихотворения, посвящённые буквам алфавита. А красивые картинки порадуют глаз ребёнка. Для детей до 3-х лет. Для чтения взрослыми детям.



Маршак, С. Я. Сказки, песни, загадки [Текст] / С. Маршак; [рис. В. Лебедева] . – Москва: Детская литература, 1987. – 191 с.

В книгу вошли сказки, песни и загадки в стихах С. Я.Маршака.

С. Маршак и В. Лебедев – поэт и художник. Их совместное творчество давно признано вершиной книги, книжной классикой, классикой на все времена.

Нам, современным читателям, очень повезло, что классик детской литературы и классик книжной графики жили в одно время, что они встретились, вместе творили, любили и ценили творчество друг друга. Повезло в том, что мы можем держать в руках, хранить в домашних библиотеках замечательные, прекрасные, любимые книги. Перечитывать их и пересматривать, дарить детям и друзьям. Спасибо поэту и художнику!



Маршак, С. Я. Стихи для детей [Текст] / С. Маршак; [рис. М. Митурича] . – Москва: Советская Россия, 1986 . - 186 с.

Рисующий светом, – так говорят про уникального художника Мая Митурича.

Его творчество высоко ценил С. Я. Маршак, который искал и находил молодые, яркие таланты.

Художника М. Митурича С. Я. Маршак открыл совершенно случайно, когда тот был ещё студентом. Самуилу Яковлевичу понравился свой портрет в исполнении молодого художника, на котором классик собственноручно поставил дату и расписался - С. Маршак!.. С тех пор М. Митурич проиллюстрировал много произведений классика детской литературы.

За эту книгу С. Маршака - "Стихи для детей" - М. Митурич был награждён Серебряной медалью на Международной Лейпцигской выставке искусства книги в 1965 г. А в 1980 г. М. Митуричу было присвоено почётное звание "Народный художник РСФСР".

Для дошкольного возраста.



Маршак, С. Я. Стихи для любимых детей [Текст] / С. Маршак; худож. А.Елисеев, М. Скобелев. – Москва: АСТ: Малыш, 2014 . – 108 с.

В 29-ом или 30-ом годах XX века С. Я. Маршаку рассказали о том, как один из американских туристов остался в Ленинграде без ночлега после того, как отказался поселиться в одной гостинице с негром. Так возник замысел «Мистера Твистера». Нелегко писать детям на политические темы. Значительно проще рассказать ребёнку про человека рассеянного или о путешествии письма. Но со всеми задачами справлялся Самуил Яковлевич Маршак на самом высочайшем уровне. Эти странные историисоставили книгу, которую вы держите в руках.

Уникальность этой книги заключается ещё и в том, что собраны в ней произведения С. Я. Маршака, которые вместе иллюстрировали замечательные художники Анатолий Михайлович Елисеев и Михаил Александрович Скобелев..



Маршак, С. Я. Усатый – полосатый [Текст] : стихи, сказки. / Самуил Маршак; [худож. Светлана Борисова и др.] . - Москва: Оникс: Астрель, 2007 . – 58 с.

Трогательное стихотворение Маршака «Усатый-полосатый» про девочку, которая играла со своим котёнком как с маленьким сыночком, наверняка понравится вашему малышу. Ведь, наверное, каждый из нас играл когда-то в «дочки-матери». А когда вместо неодушевлённой куклы играет такой вот Усатый-полосатый - игра становится намного интереснее и живее! И пусть усатый-полосатый казался иногда глупым котёнком, в итоге же он всё-таки вырос в умного кота.

Это, пожалуй, самая известная и любимая история из всех, написанных знаменитым детским поэтом для малышей.



Маршак, С. Я. Хороший день [Текст] : стихи / С. Маршак; [рис. Д. Хайкина] . – Москва: Детская литература, 1989 . – 57с.

В книжку вошло стихотворение любимого детского автора Самуила Яковлевича Маршака "Хороший день".

Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос "о чём это стихотворение?". Это стихотворение о детстве, точнее об одном счастливом дне в жизни ребёнка. Как же поэт описывает этот день и из чего складывается его представление о счастливом детстве?

Самуил Маршак - поэт, классик детской литературы. Он писал философские стихи, лирические эпиграммы, антифашистскую сатиру. Переводил Бернса, Шекспира, Блейка, сказки разных народов. Перу Маршака принадлежат знаменитые детские сказки «Двенадцать месяцев», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи» и многочисленные дидактические произведения – «Пожар», «Почта», «Война с Днепром». Корней Чуковский называл стихи Маршака триумфом детской поэзии. Он возглавлял журнал «Новый Робинзон», где собирались будущие знаменитости, руководил ленинградской редакцией Детгиза, где создавалось огромное полотно «большой литературы для маленьких», как определял дело всей своей жизни Маршак. И ребятня XXI века знает о почтальоне с толстой сумкой на ремне и о даме, потерявшей собачонку. Стихи Маршака постоянно живут в человеке, будь ему хоть четыре, хоть восемьдесят четыре года. Они из детства - и этим сказано все. В 1961 году вышел сборник статей «Воспитание словом» - итог большого творческого опыта писателя. А в 1963 году была опубликована последняя книга Маршака – «Избранная лирика».