Империя тимуридов. Правление тимура и государство тимуридов Основные три этапа правления династии тимуридов

Как уже было отмечено выше, в 1366 году Тимур вернулся с эмиром Хусейном в Мавераннахр. Между ними началась борьба за власть, в которой в 1370 году одержал победу Тимур. Тимур принял титул эмира Тимура Курагани (ханский зять), вначале взяв в жены сестру Хусейна и его четырех жен, одна из которых была дочерью монгольского хана Казана - Сараймульк. Этим он стремился показать вождям монгольских племен свою близость к ханам чингизидам. В течение десяти лет, укрепив свою столицу Самарканд, усмирив непокорных улусов и эмиров, подчинив Хорезм, Тимур начал поход за пределы Мавераннахра. Тимур в 1381 году вступил в Хорасан и разгромил государство Куртов, в 1383 году Сарбадоров Сабзевара, затем Сиистан, Кабул и Кандагар. В 1386г. Тимур завоевал Тебриз, а в 1387 году столицу государства Музаффаридов город Исфаган, где по его приказу из 70 тыс. отрубленных голов были сложены пирамиды. В 1388 году он разрушил город Ургенч - столицу Хорезма - и приказал посеять на его территории ячмень. Затем начал войну с Золотой Ордой, в 1395 году Тимур разгромил войско хана Тохтамыша, и, преследуя остатки его войска, дошёл до русского города Елец. Столица ханства г. Сарай был разрушен, что положило конец величию Золотой Орды.

В 1398 году Тимур захватил город Дели, столицу Делийского султаната в Индии, где приказал казнить 100 тыс. военнопленных. В 1400 году он нанес поражение в Сирии египетскому султану и завладел Сирией. В 1402 году в битве под Анкарой был разгромлен султан Османской империи Баязид, который затем выплачивал дань Тимуру. В начале 1405 года во время военного похода против Минской династии Китая 18 февраля 1405 г. Тимур скончался в городе Отраре. Сразу после его смерти началась междоусобица между его сыновьями и внуками за власть, которая продолжалась до 1409 года.

В этой борьбе одержал победу сын Тимура, правитель Герата Шохрух (1405-1447). В 1409 году Шохрух завоевав Мавераннахр, назначил наместником своего сына Улугбека. В период правления Шохруха в Хорасане и Улугбека в Мавераннахре был временем расцвета культуры и искусства. В этот период в Герате и Самарканде строились мечети и медресе, ко двору эмиров приглашались знаменитые писатели и ученные, в мастерских искусные мастера каллиграфии переписывали, а художники украшали миниатюрами великолепные рукописи. В Самарканде Улугбек организовал академию ученых, построил медресе и первую обсерваторию в Средней Азии. В 1449 году против Улугбека был организован заговор, в котором участвовал его сын Абдуллатиф, который убил отца. Но, спустя полгода, он сам был убит военными заговорщиками. Во время правления султана Абусаида (1451-1461) развитие науки и искусства сменилось усилением религиозного фанатизма. В годы правления султана Хусейна Байкары (1469-1501) в Хорасане, его сподвижником был поэт Алишер Навои. Герат вновь стал центром таджикской мусульманской культуры Востока, затмив Бухару и Самарканд. Долголетие расцвета таджикской культуры и искусства от периода Саманидов до Тимуридов (X-XVI вв.), отмечает А. Мамадазимов, - было обеспечено нескольким объективными положительными причинами:

1. Наличие в регионе крупных централизованных государств.

2. Меценатство со стороны просвещенных монархов как этнонациональной, так и чужой династии, освоивших наследие Саманидов.

3. Доброжелательное отношение городского мусульманского духовенства к культуре и искусству.

4. Слабость в общественно-политической жизни позиций реакционного духовенства.

5. Преобладание городской культуры над степной.

6. Процветание международной торговли (Великого Шелкового пути), как источника развития городов и финансирования культуры и искусства.

Европа III (Europa Universalis 3): руководство и прохождение игры за различные страны

Империя Тимуридов представляет собой наследие жестокого завоевателя Тимура. Тимур был хромым полководцем турко-монгольского происхождения, который прекрасно освоил искусство войны. Как правило, главными врагами империи Тимуридов являются: Золотая Орда, представляющая собой большую угрозу доминированию Тимуридов в монгольском мире, Мамелюки Египта и Сирии, желающие стать доминирующей державой на Ближнем Востоке, Османская империя представляет собой страшную угрозу для стран Балканского полуострова. Пусть вас не смущает относительно маленький размер их державы. Османы обладают очень большими людскими ресурсами для страны такого размера, их войска лучше, чем войска империи Тимуридов. Кроме того, у Османов есть стабильное правительство, а в землях Тимура нередко бывают кризисы.

Divine Wind

Положение на старте

1399 год, Империя Тимуридов и ее соседи

Тимуриды представляют собой орду, что сильно сказывается на управлении страной. На старте вы будете в состоянии войны со всеми соседними странами и их союзниками. Чтобы закончить войну вы должны так вымотать врага, чтобы он согласился на выплату дани или признал свое поражение. Вы не можете вступить в союз со странами, которые не являются ордами. Также вам недоступны обычные дипломатические действия. Кроме того, война с соседними странами будет возобновляться сразу после истечения срока мирного договора.

На старте лидером вашего государства является Тамерлан. Это один из самых лучших правителей в мире. Тамерлан прекрасный полководец и умелый администратор. Но он уже стар и после его смерти начнутся кровавые междоусобицы. Империя представляет собой племенное государство. В таких государствах после смерти правителя возникает кризис престолонаследия. Каждый новый хан должен победить других претендентов, желающих захватить власть для себя. Это приведет к большому числу восстаний. Посмотрите статьи Племенная федерация, Племенной деспотизм, Племенная демократия, чтобы подробнее узнать о работе этого механизма.

Армия

На старте у вас есть большая армия численностью 11 000 кавалерии и 33 000 пехоты. Все силы сведены в три главные армии. Также есть отдельный батальон пехоты. 2 орды находятся на Западе на границе с Мамелюками и Османами. Максимальное количество людских ресурсов на старте – 50 000 человек. Лимит численности армии – 84 полка. При достаточном вложении денег ваша армия будет представлять угрозу даже для самых больших стран.

Экономика

На старте на вашей территории располагаются 3 ТЦ. Вы занимаете 3 место в рейтинге по доходам. Кроме того, у вас есть замечательная возможность совершать грабительские рейды на территорию более слабых соседей, чтобы потребовать выплату дани.

Стратегия

Общая стратегия

Быть ордой кочевников – не самая приятная ситуация в игре. В таком состоянии вы не сможете захватывать новые земли. Кроме того, ваши дипломатические способности сильно ограниченны. Вы принадлежите к технологической группы Кочевники, что сильно замедляет технологический прогресс (скорости исследований 20%). Плюс ко всему из-за вашей формы правления в стране будут вспыхивать крайне неприятные войны претендентов на власть. Они станут большой угрозой стабильности вашего государства. С другой стороны, вы постоянно будете находится в состоянии войны с вашими соседями не ордами. Это выгодно только в финансовом плане. К сожалению, вам не удастся присоединить новые земли, даже если вы захватите всю вражескую страну. Все же в этой ситуации есть и позитивный момент. В Divine Wind Тимуриды могут основать империю Великих Моголов быстрее и легче, чем в других частях игры. Это самый быстрый способ для вас перейти к более стабильной форме правления. Кроме того, вы перейдете в более продвинутую мусульманскую тех. группу, а также получите большое количество щитов на провинции в северной Индии.

Империя Великих Моголов

Приняв соответствующее решение, Тимуриды могут основать империю Великих Моголов. Этот шаг даст вам множество выгод. Во-первых, вы получите щиты на значительную часть провинций Индии, что облегчит ее завоевание. Во-вторых, вашей формой правления станет Деспотия. В результате, для вас закончатся многочисленные войны с соседями, прекратятся кризисы престолонаследия. Чтобы основать империю Великих Моголов вам надо контролировать провинции Джайпур, Панипат, Дели, Лакнау и Агра. Когда вы примите решение эти провинции отойдут к вам в качестве щитовых провинций, а ваша страна превратится в империю Великих Моголов.

Поскольку ваша страна является ордой, в начале игры вы уже воюете с Синдом и Дели на восточной фронте. Провинции, которые вы должны оккупировать для формирования империи Великих Моголов располагаются на территории Дели и Раджпутаны, но вы не можете объявить войну Раджпутане, поскольку у вас нет общей границы. Лучше всего оставить в покое Синд, позволить Раджпутане аннексировать его. (как правило, Раджпутана объявляет войну Синду в начале игры). Что касается Кашмира, можно либо вассализировать его, либо заставить платить дань. Оккупируйте провинции Панипат, Дели, Лакнау, и Агра. После того, как Раджупутана аннексирует Синд, объявите ей войну, чтобы оккупировать Джайпур. Теперь вы можете стать империей Великих Моголов, перенести столицу в Дели, а также завершить завоевание Дели и Раджпутаны. В результате, ваша нестабильная и ограниченная в возможностях кочевая орда превратилась в самую могущественную державу региона.

Теперь кочевые племена, которые недавно были вашими друзьями, автоматически превращаются в ваших постоянных врагов. Как можно быстрее примите меры, чтобы обезопасить границы от набегов казахов, ногайцев и войск Кара Коюнлу. Начните улучшать отношения с соседними мусульманскими странами. Заключайте династические браки. Теперь ваша основная цель состоит в стабилизации государства.

После того, как ваше государство станет достаточно стабильным, вы можете попытаться провести экспансию в сторону Индии или на территорию Османской империи. Выбор остается за вами. Вы можете также начать строить колониальную империю, ваше географическое положение благоприятствует колонизации Восточной Африки.

Heir to the Throne и более ранние версии

Тамерлан или Тимур был одним из самых талантливых полководцев в истории. Также Тамерлан был одним из самых жестоких правителей, которые когда-либо жили на этом свете. В 1399 неутомимый завоеватель достиг возраста 63 лет. Если начнете играть за Тимуридов, перед вашими глазами предстанет огромная империя, окрашенная на карте в красный цвет. Эту империю Тимур построил с нуля за 40 лет кровавых войн, во время которых Тимур строил башни из отрубленных голов своих врагов.

С первого взгляда империя Тимуридов кажется непобедимой. Она занимает обширную территорию, расположенную между Индией и полуостровом Малая Азия. На территории империи располагается 3 торговых центра. Ее доход огромен. Несколько многочисленных армий элитных войск могут быть возглавлены одним из самых лучших полководцев мира.

В начале игры ваша страна воюет сразу с несколькими противниками. Некоторые из них могут показаться вам легкой добычей. Кара Коюнлу, государство Джалаиридов, Грузия сразу попросят белый мир. Османы могут показаться крепким орешком до тех пор, пока вы не справитесь с их армией. Если вам это удастся, они также попросят мира.

Теперь вам придется столкнуться с существенной проблемой. Несмотря на могущество империи Тимуридов, она, скорее всего, распадется после смерти Тамерлана. Тимур является единственным звеном, которое соединяет вместе все части огромной империи. Как только его не станет, империя, скорее всего, тоже перестанет существовать. В этом случае Тимуридам повезет, если им удастся выжить, даже в качестве небольшого государства, центром которого будет их столица Самарканд. В 1399 году Тимуру исполнилось 63 года.

Опытный игрок должен начать готовится к хаосу, который наступит после смерти Тимура с самого начала игры.

  • Как можно скорее нужно подписать мир со всеми врагами. Пока не надо отвлекать армию на борьбу с ними. У вас еще будет время разобраться с врагами, но не сейчас, когда империя еще слаба.
  • После заключения мира с Турцией и Грузией, отведите армии на восток.
  • Необходимо расквартировать войска в восточной Персии до начала кризиса престолонаследия.
  • Рекомендуем вам нанять советников Художников, а также делать полные инвестиции в стабильность. Можете передвинуть ползунок настроек внутренней политики на 1 шаг в сторону централизации. Кроме того, в этот момент вы можете принять все религиозные решения, которые снижают стоимость стабильности и увеличивают количество миссионеров.

В качестве альтернативы игрок может реализовать план Тимура и попытаться подчинить Османов уже на ранних этапах игры. Однако после неизбежной смерти Тимура империя окажется в очень сложном положении. Если вы будете присоединять к империи ненациональные провинции, во время кризиса престолонаследия в каждой такой провинции появится отряд повстанцев.

Игра после первого кризиса престолонаследия
Чем игра за орду отличается от игры за оседлое государство?

Допустим, вы только что преодолели первый кризис престолонаследия в орде. Во время кризиса вся страна была наводнена повстанцами. Вы радуетесь, что сумели приготовиться к ситуации и вовремя отвели войска из Турции. Подавляя восстания, вы справились с сотней тысяч повстанцев. На это вы потратили 5 лет. В течение этого времени вы даже не могли подумать о чем-то другом. Но теперь ситуация стабилизировалась, повстанцы стали появляться не так часто. Вы понимаете, что вам удалось удержать империю Тимура в тех границах, в которых он вам ее оставил.

Кризис престолонаследия возникает каждый раз после смерти вашего хана. Новый хан должен доказать свою силу оружием перед тем, как взойти на трон.

Слабый хан приведет к появлению различных штрафов «неспособный правитель». Самый неприятный штраф возникает из-за низких административных способностей монарха. Этот штраф обязывает вас отдать армии большую часть дохода.

Если вы долгое время находитесь в мире и ваша усталость от войны находится на низком уровне, вспыхнет восстание претендента, который потребует от вас начать войну с кем-либо. После того, как вы пережили кризис престолонаследия и справились с повстанцами, вам надо немедленно начать войну с какой-нибудь страной с целью грабежа. Орды не могут позволить себе оборонительный стиль игры. Чтобы выжить, орда должна вести завоевательную политику. Орду можно сравнить с акулой: если акула перестанет плыть, она умрет.

Орда получает некоторые преимущества:

  • Вам не нужен casus belli, чтобы напасть на соседей. Вы можете атаковать соседей, используя постоянный casus belli (Horde vs Settler), чтобы разграбить вражеские города, получить золото и престиж. Потом надо отвести войска на территорию родной страны, чтобы перегруппировать их и напасть на кого-то еще.
  • Орде доступно случайное событие «Богатый сосед», по которому она получает щит на провинцию соседней страны. Событие может возникнуть, если провинция соседа богаче какой-либо из ваших провинций. Серия таких событий даст вам множество щитов на провинции соседей. Таким образом, у вас появляется дополнительная возможность беспрестанно увеличивать территорию вашего государства.
  • Если армия орды выиграет осаду, она грабит захваченный город. В результате такого грабежа снижается усталость от войны, а также увеличивается ваш престиж и легитимность.

Подводя итоги, скажем, что игра за орду состоит из 2-х фаз, причем одна фаза следует за другой. После смерти старого хана возникает кризис престолонаследия. Новый хан должен подавлять восстания в течение 5-10 лет, чтобы установить свою власть над ордой. Точный срок зависит от способности хана к управлению. Затем новый хан должен как можно скорее организовать военные походы в соседние страны, стараясь разграбить как можно больше провинций. После смерти хана снова разразится кризис престолонаследия, жизненный цикл орды повторится снова.

Геополитика, изучаем соседей

  • Земли на севере не имеют ценности. Они заняты другими ордами. Эти земли очень бедны, кроме того провинции на севере имеют низкий лимит снабжения войск. Вы ничего не выиграете от завоевания этих земель. Ногайская орда, Казахская орда и Чагатайское ханство могут стать целью регулярных грабительских походов на раннем этапе игры. Эти страны достаточно слабы и не окажут вам сильного сопротивления. Позже их можно вассализировать. Тогда они будут прикрывать северные границы Тимуридов, а вы сможете заняться вторжением в богатые земли Египта, Анатолии и Индии.
  • Арабский полуостров, как и территории на севере, представляет собой бедные земли, где ваши войска будут нести высокие небоевые потери. На раннем этапе игры вы можете совершать грабительские набеги на страны Арабского полуострова, чтобы побаловать орду, заработать престиж, деньги и легитимность. Позже эти страны, как и северные страны, могут быть вассализированы и втянуты в союз. Тогда они не попадут под влияние Мамелюков и Османов, и кроме того не станут отвлекать вас от войн с более сильными соперниками.
  • Похожая стратегия может быть применена в отношении Кара Коюнлу, Грузии и других кавказских государств. Сначала грабительские рейды, затем присоединение национальных провинций, затем вассализация и заключение союза. В результате, у вас появится хороший защитный буфер на границе с Золотой Ордой. Это немного отсрочит неизбежное противостояние между двумя ордами.
  • Западные территории поделены на три сферы влияния. Мамелюки удерживают Сирию и Египет. В Анатолии обосновались богатые и могущественные Османы. На севере Золотая орда удерживает богатые степные территории. Эти 3 страны являются главными соперниками Тимуридов. Вы должны сделать так, чтобы ни одна из этих стран не смогла возвыситься. В противном случае вашим территориям в Персии будет угрожать вражеское вторжение.
  • Индия. Именно там находятся настоящие богатства. Индийские государства разрозненны и слабы. Индия станет основным источником доходов Тимуридов в течение следующего столетия. Завоевание Индии можно начать с Дели. Это государство надежно прикрывает индийский север. Скорее всего, на раннем этапе игры Тимуриды получат задание аннексировать Дели. Когда-то великий Тимур разграбил и сжег Дели. Теперь пришло время завершить его работу. После падения Дели вы легко сможете захватить другие богатые провинции Индии.
  • Примерно в 1580 году в Индию приплывут европейцы. Однако в течение последующих десятилетий их присутствие в Индии будет очень ограниченным. Они будут удерживать всего несколько провинций. Тогда у вас появится хорошая возможность изучить их образ жизни и вестернизироваться. Конфликтов с европейцами следует избегать.
  • Предостережение: Как только начнется кризис престолонаследия в каждой ненациональной провинции Тимуридов вспыхнет восстание. Поэтому мы рекомендуем отказаться от присоединения ненациональных провинций. Лучше всего разграбить все города страны, получить выкуп и отступить, чтобы через 5 лет сделать то же самое. Стоит воздержаться от присоединения провинции с низким доходом и постоянным риском восстания. Случайное событие Богатый сосед даст Тимуридам достаточное количество щитов на провинции соседей, чтобы они могли проводить экспансию умеренными темпами. Кроме того, если вы будете превращать слабых и бедных соседей в вассалов, к 1600 году ваша империя может достигнуть громадных размеров.

Культура, торговля и исследования

  • В начале игры изменение настроек внутренней политики в сторону Централизации в сочетании с ориентацией на Консерватизм является очень хорошей идеей. В этом случае вы можете подготовить страну к будущим реформам и вестернизации, кроме того, у вас сохранится доступ к миссионерам и шпионам. В качестве альтернативы можно двигать ползунок в сторону Наступления (полезно при совершении грабительских рейдов) или Свободной торговли (чтобы увеличить инвестиции в исследования путем увеличения дохода от торговли в зарубежных ТЦ).
  • У Тимуридов не сильно растет бесчестье (badboy), пока они ведут образ жизни грабительской орды, используя подходящие casus belli (Возвращение, Орда, Священная война). для объявления войны и не берут по мирному договору ненациональных провинций.
  • Тимуриды могут торговать в азиатских торговых центрах. Особенно стоит обратить внимание на индийские и китайские торговые центры. Поскольку огромная территория страны и грабительские набеги в соседние страны будут приносить большой доход, Тимуриды могут позволить себе тратить большие суммы на отправку купцов в зарубежные торговые центры и развитие торговли. Не стоит также забывать направлять купцов в 3 торговых центра на родине.
  • Почему нужно заниматься торговлей? У Тимуридов низкая скорость исследования технологий. Статус орды дает штраф -50% на скорость исследования технологий. В такой ситуации вы можете поддерживать на одном уровне с европейцами только 1 технологическую ветку (при наличии хороших советников).
  • К счастью, все исламские нации могут принять решение Разработать стиль Дивани, что обеспечит достаточно быстрое развитие их культуры. Принятие решения дает: рост культурных традиций +3% в год, рост легитимности +1% в год, шанс на успешное обращение +1%, стоимость технологий +1%. В Divine Wind принятие решение даст вам только +1% к легитимности. Прирост культурных традиций позволит вам нанимать советников высокого уровня, примерно, через каждые 5 лет. Для принятия решения вам потребуется 3 магистрата. Тимуриды получают 0.10 магистратов в год. Таким образом, вам потребуется 30 лет, чтобы накопить необходимое количество магистратов. Эффект от принятия решения будет ощущаться на протяжении всей игры.
  • Даже имея продвинутых советников, и обосновавшись в торговых центрах Цзянсу, Бихара и собственных торговых центрах, Тимуриды будут отставать в технологическом развитии от других стран. Основными технологическими приоритетами на протяжении первых 200 лет игры должны стать: открытие трех слотов для национальных идей, получение доступа к строительству мануфактур, кроме того, Тимуриды не должны отставать от Османской империи в развитии армейских технологий.
  • Одна национальная идея, Рекрутские наборы (+50% к людским ресурсам), уже есть у вас в начале игры. Это отличный выбор в условиях постоянных войн (борьба с повстанцами или грабительские набеги). В качестве второй национальной идеи Тимуриды могут выбрать либо Национальный банк, чтобы повысить ежемесячные отчисления в казну, либо Великую армию, чтобы увеличить лимит численности войск. Кроме того, окажутся полезными любые идеи, которые увеличивают доходы от налогов и торговли.
  • Никакой терпимости еретикам и неверным! Все провинции, которые не исповедуют суннизм, должны быть немедленно обращены в государственную религию. Любые повстанцы, которые будут протестовать против таких мер, должны быть разогнаны. У империи Тимуридов итак слишком много проблем с повстанцами, даже если не учитывать религиозные волнения. Государственную религию необходимо навязывать любой ценой.
  • Хорошим способом повышения численности армии Тимуридов является перемещение национального центра в Багдад и постройка там зернохранилища (для этого вам понадобится 5 магистратов). Вы также можете построить великолепный монумент в одной из богатых провинций. Он будет постоянно снижать ваше бесчестье и увеличивать престиж.

Приобщение к цивилизации

  • Несмотря на все выгоды положения орды, необходимость снова завоевывать свою страну после смерти каждого правителя начинает раздражать. Кроме того, Тимуриды станут быстро отставать в технологическом развитии от других стран. Если ничего не изменится, европейцы, обосновавшись в Индии, смогут беспрепятственно захватывать владения Тимуридов. Не говоря уже о старых врагах, которые обязательно попытаются отвоевать некогда захваченные территории, когда армия Тимуридов начнет технологически устаревать.
  • Побыв ордой 100-150 лет, Тимуридам придется принять оседлый образ жизни, создать феодальное государство, вестернизироваться. Это поможет им сохранить статус великой державы.
  • Чтобы принять оседлый образ жизни, Тимуридам потребуется: стабильность +3, хан с хорошими способностями к управлению (7 и выше), технологии управления 10 уровня и армия для борьбы с многочисленными повстанцами. Став оседлой нацией, вы потеряете удобный casus belli на соседние страны, вы перестанете без труда получать щиты на соседние провинции, также вы лишитесь особого бонуса при грабеже городов. Однако ваша страна перестанет страдать от кризисов престолонаследия и технологической отсталости. Важно сказать, что реформа правления потребует от Тимуридов высокого уровня Консерватизма и Децентрализации. Сначала вам придется изменить форму правления, а потом вестернизироваться.
  • У Тимуридов есть еще один уникальный способ прийти к цивилизации. Они могут принять решение об основании империи Великих Моголов. В результате, изменится название и цвет страны на карте, а форма правления изменится на Деспотию.
  • После реформирования системы управления и принятия всех религиозных решений, которые требуют высокого уровня Консерватизма, можно двигать ползунки в сторону Инноваций и Централизации, чтобы принять западный образ жизни.
  • Став деспотией, можно изменить форму правления на империю. Это даст вам достаточное количество чиновников для принятия полезных провинциальных решений. Со временем Империю можно поменять на Абсолютную монархию. Тогда вы получите casus belli Империализм практически на любого соседа.
  • Постройка университета в Самарканде позволит вам принять несколько полезных решений на поздних стадиях игры.

Игра на поздних стадиях

Если у вас есть империя, которая простирается от Сирии до Индии, 10 и более союзных вассалов, государство, организованное по западному образцу с продвинутыми технологиями и развитой экономикой, - подчинение старых врагов в Египте, Малой Азии и на Украине не станет для вас большой проблемой. Можно улучшать отношения с врагами, а затем заявить претензии на их трон, чтобы со временем унаследовать эти страны. Это самый легкий и быстрый способ объединения мусульманского мира. В этот момент мощь Тимуридов станет практически безграничной и никакая другая страна не сможет стать на ее пути.

Династия монгольского происхождения. Род, однако, не принадлежал к Чингизидам. Отец Тимура Тарагай-бек, будучи авторитетным человеком, крупных владений не имел.

Тимур родился в селении Ходжа Ильгар, недалеко от города Шахрисябза, в первой половине XIV века. Это было время кризиса и распада государства Чагатаидов. Находилось много желающих воспользоваться сложившимися обстоятельствами, захватить чужое, пограбить, подчинить. Одним из них стал и Тимур. Молодым человеком он собрал отряд воинов (можно сказать, банду), с которым стал совершать набеги на соседей. После нескольких удачных предприятий его небольшая армия увеличилась численно, и Тимур начал постепенно подчинять себе Мавераннахр. К 1370-му году большая часть провинции оказалась в его руках. Своей столицей Тимур избрал Самарканд. Далее он предпринял многочисленные завоевательные походы в Иран, Индию, Сирию, на Кавказ, разгромил Золотую орду и государство Османов в Малой Азии. В результате многолетних войн образовалось огромное государство.

Не принадлежа к Чингизидам, Тимур не мог принять ханский титул, он довольствовался титулом гурган (зять, в данном случае зять хана), на который получил право, женившись на вдове эмира Хусейна (своего старинного друга-врага) Сарай Мульк-ханум. Она была дочерью последнего чагатаидского хана Мавераннахра, Казана. Но чтобы придать своему правлению легитимность, Тимур возводил на ханский престол подставных ханов, потомков сына Чингиз-хана Огедея.

Умер Тимур в Отраре во время начала своего последнего похода в Китай. Среди его наследников не было фигуры сравнимого с ним масштаба. Поэтому к концу XV века Тимуриды утратили свои владения.

Верховные правители в Самарканде

Тимур (Темюр) 1370-1405

Халил 1405-1409

Шахрух 1405-1447

Улуг-бек 1447-1449

Абдал-Латиф 1449-1450

Абдаллах-мирза 1450-1451

Абу Сайд 1458-1469

Окончательный распад государства Тимуридов.

Правители в Мавераннахре

Абу Сайд 1451-1469

Ахмад-мирза 1469-1494

Махмуд-мирза (с 1469 - в Бадахшане) 1494-1500

Умар Шейх-мирза (в Фергане) 1469-1494

У Умара Шейха был сын Бабур, который несколько позднее сумел завоевать Индию и основал там свою династию Великих Моголов.

Правители в Кабуле и Газне

Пир Мухаммад ибн Джахангир 1392-1407

Кайду Бахадур ибн Тимур 1407-1417

Суйургатмиш ибн Шахрух 1418-1427

Масуд ибн Суйургатмиш 1427-1441

Карачар ибн Масуд 1441-1461

Улуг-бек-мирза ибн Абу Сайд 1461-1502

Бабур Мухаммад Захир ад-дин ибн Умар-Шайх 1504-1530

Камран ибн Бабур 1530-1545

Хумайун Насир ад-дин ибн Бабур 1545-1556

Бабур, а затем его сын Хумайун завоевали Индию и создали там государство, известное в истории под названием Империя Великих Моголов. .

Правители в Хорасане

Бабур (Абу-л-Касим) 1449-1457

Махмуд ибн Бабур 1457-1459

Абу Сайд 1459-1469

Йадигар Мухаммад 1469-1470

Хусайн Байкара 1469-1506

Бади аз-заман 1506

Музаффар Хусайн 1506

Владения династии завоёваны Шибанидами.

Правители в Западном Иране и Ираке

Миран-шах 1404-1409

Халил 1409-1411

Айланкар 1414-1415

Ирак и Азербайджан захвачены государством Кара-Койунлу. Фарс, Исфахан и Хузистан присоеденены к владениям верховного тимуридского правителя Шахруха.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 572-574.

Далее читайте:

Тамерлан (Тимур) - 1336-1405, среднеазиатский государственный деятель, полководец, эмир.

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Иран (государственные образования и правящие династии).

Тимуриды – могущественная азиатская династия, которая в период позднего средневековья правила на территории современного Ирана и Ирака.

Основатель династии – великий полководец Тамерлан, который в Европе был известен как Тимур. Тимуриды правили так называемым государством Тимуридов, которое просуществовало с 1370 по 1507 годы.

Большинство ошибочно считают, что Тимуриды – варварское племя кочевников, для которых война была основным ремеслом. На самом же деле, подобные сведения не более чем притянуты за уши.

История государства

В 1370 году Тамерлан создает государство на развалинах Золотой Орды – он становиться первым правителем и родоначальником династии. Столицей государства Тамерлан выбрал город Самарканд, который находиться на территории современного Узбекистана и по-прежнему носит это название.

С самого начала своего существования государство Тимуридов ведет активную внешнюю политику, которая проявляется в завоевательных войнах против соседних народов. Так, уже в 1376 году под натиском армий Тамерлана был захвачен Хорезм.

В 1384 году были присоединены области Забулистана и Сеистана (ныне территория Афганистана). Уже на начало 90-х годов XIV века войска Тамерлана доходят до границ Багдада. Могущество государства Тимуридов возрастает настолько, что уже 1395 году Тамерлан ведет войско войной на Золотую Одру.

Спустя три года Тимур идет войной и в Индию – в Делийский султанат. Поход был крайне успешным для Тамерлана, ведь тому удалось подорвать могущество султаната и ограбить богатый город Дели. После удара Тимуридов Делийский султанат более не смог достичь такой силы.

В 1401 году войска Тамерлана захватывают крупный город Дамаск. В следующем году Тимуриды идут войной на турок и наносят сокрушительное поражение турецкому султану. Турецкий султан в качестве дани отдал Тамерлану наиболее древнюю копию Корана, которая сохранилась по сей день. Для мусульман данный артефакт является священной реликвией.

1405 год стал большим ударом для государства Тимуридов, ведь умирает великий полководец и султан Тамерлан, на авторитете которого держалась вся власть и могущество государства. После смерти Тамерлана в стране начался политический кризис. В 1405 году на трон садится внук великого полководца, но он не может удержать престол, поэтому отдает власть своему дяде – Шахруку.

Столица страны перемещается из Самарканда в Герат. После смерти Тамерлана такие провинции, как Азербайджан и Ирак отсоединяются от государства Тимуридов, так как их нельзя было удержать. Шахрук правит очень долго – до 1447 года и его правление было достаточно стабильным.

Государство Тимуридов не обрело своего прежнего могущества, но и не теряло. В 1447 году на трон садится султан Углубек, которого в 1449 году убивает собственный сын и занимает его место на престоле. В стране начались междоусобицы, которые привели к кризису. От государства постепенно начали отделятся все новые и новые территории.

армия Тамерлана фото

На начало XVI века от государства Тимуридов остается только регион Мавераннахр. В 1501 году столицу государства Тимуридов захватывают узбеки. Последний правитель династии Тимуридов – Бабур, решил не сражаться за уже находящуюся в пыли империю, а отправился на войну в другие земли, дабы найти для своего народа новый дом.

Уже в 1504 году Бабур вместе с верным войском захватывает Кабул. На этом молодой правитель не хотел останавливаться. Его взор пал на богатую Индию. И с Кабула он начал планировать завоевательный поход в Индию.

Пока планы вторжения в Индию только подготавливались, Бабур совершил несколько походов на территорию бывшего государства Тимуридов и одержал там несколько побед. Однако окончательно удержаться на троне в Средней Азии у него вышло, после чего он полностью бросил силы на покорение Индии.

Уже в 1526 году Бабур основывает на территории Индии новую могущественную империю – Империю Великих Моголов.

Символика

Главным символом государства обычно принято считать синий флаг с тремя серебряными кругами. В более редких источниках встречались и другие штандарты. К примеру, флаги с золотым полумесяцем.

Государство Тимуридов

Свое государство сам Тамерлан называл Тураном. Оно не было прочным государственным объединением, а лишь держалось на личном влиянии Тамерлана и его мощной армии. По форме государственного устройства государство Тимуридов следует считать монархическим государством с сильной властью правителя – султана.

Помогать султану в государственных делах было поручено Высшему государственному совету. Государство Тимуридов исповедовало ислам и высший закон для народа – принципы шариата.

Армия Тимуридов

В рассвет империи армия Тамерлана могла выставить около 200 тыс. воинов. Сражались воины в основном в конном строю – пехоту использовали крайне редко. До начала правления Бабура Тимуриды практически не использовали огнестрельное оружие. В конце XV века Бабур закупает в Османской империи большие партии огнестрельного оружия, от обычных пищалей до артиллерийских орудий.

В дальнейшем Бабур начинает эффективно использовать огнестрельное оружие в бою, что приносит ему победы в Индии.

Культура государства Тимуридов

Во времена правления Тамерлана наступает так называемое «Тимуридское Возрождение». Тимуриды были покровителями искусств и науки. По приказам султанов строились мечети и другие богатые архитектурные сооружения. При Углубеке была построена обсерватория, которую следует считать наиболее значительной в эпоху средних веков.

В государстве широко развиваются такие науки, как история, астрономия, математика. Особое место в культуре Тимуридов было отведено искусству и поэзии.

  • На могиле Тамерлана было написано послание, которое гласило, что коль кто потревожит могилу и прах Тамерлана, то сразу же начнется великая и кровопролитная война. Советские исследователи, которые нашли могилу султана только посмеялись, прочитав послание. Уже на следующий день – 22 июня 1941 года началась нацистская Германия напала на Советский Союз. Война унесет более 40 млн. жизней за четыре года боевых действий;
  • Существуют сведенья, что Тамерлан в своей армии использовал боевых слонов. Но самое удивительно то, что на спины слонам он прикреплял небольшие артиллерийские орудия. Точно сказать нельзя, было ли подобное оружие на вооружении армии Тимуридов, но некоторые источники говорят о подобном.

С именем Тимура связано кратковременный подъем государственности в Средней Азии. Ему удалось основать новое государство на остатках прежнего Чагатайского улуса, где правили слабые потомки Чингисхана. Период господства Тимуридов в регионе сопровождался кроме жестоких войн подъемом науки и искусства. В XV веке математики империи, среди которых был эмир Улугбек, внесли большой вклад в развитие этой науки. При дворе эмиров из рода потомков Тамерлана жили выдающиеся ученые и поэты, известные сегодня всему миру.

Тимур происходил из племени барласов. Он родился в 1336 году в семье эмира Тарагая. В 1360 году после смерти отца он унаследовал власть в улусе. Последующие десять лет он вел борьбу за установление своей власти в Мавераннахре.

В 1370 году Тимур убил своего прежнего союзника эмира Хусейна и собрал курултай монгольской знати. Он был провозглашен эмиром и начал править территорией Мавераннахра.

Завоевательные походы Тимура

В 1371 году Тимур совершил первый поход против Моголистана, откуда на его государства совершались набеги. За период 1371-1390 годов против Моголистана было организовано семь военных походов, результатом которых удалось разгромить его правителя Камар ад-Дина, но территория этой страны покорена не была.

В 1381 году эмир вторгся в Хорасан, после того как к нему обратился правитель хорасанского государства сербедаров. Тимур разместил в столице государства Себзеваре гарнизон. В 1383 году хорасанцы восстали против Тимура, который был жестоко подавлен эмиром.

После этого Тамерлан продолжил завоевание Передней Азии: были подчинены территории Афганистана и Северного Ирана. В 1387 году войска завоевателя прошли по Закавказью, а к 1393 году подчинили Иран.

В 1380-1390-е годы Тимур вел войну против Золотой Орды и ее хана Тохтамыша. Эмир поддерживал Тохтамыша в пику другому претенденту – Урус-хану. В 1380 году Тохтамыш утвердился на троне Орды и вскоре выступил против прежнего союзника. Борьба между ними закончилась победой Тимура в 1395 году и бегством Тохтамыша из своего ханства.

В 1398-1399 годах Тамерлан совершил вторжение в Индию. Он разгромил войска Делийского султаната и, собрав большую добычу, покинул Индостан.

В 1400-1401 годах эмир подчинил часть Сирии и Междуречье, были взяты Алеппо и Багдад. Это привело к конфликту с молодым государством турок-османов. В 1402 году в сражении при Анкаре Тамерлан разбил османскую армию и взял в плен султана Баязида. После этого завоеватель разделил Османское государство между сыновьями султана, чтобы ослабить влияние турок-османов в Анатолии и Леванте.

После анатолийских кампаний Тимур планировал завоевание Китая. В конце 1404 года его армии выступили на завоевание этого восточного государства. Но в январе 1405 во время похода эмир тяжело заболел и скончался. Военная кампания после смерти Тимура была свернута.

Организация власти в государстве Тимура

Формально власть в государстве Тимура принадлежала ханам из рода Чингизидов. В 1370-1388 годах ханом Суюргатмыш, в 1388 году его сменил Султан-Махмуд, умерший после 1401 года. Ханы сопровождали Тимура в военных походах, Султан-Махмуд командовал одним из флангов в битве при Анкаре. Монеты Тимура чеканились от имени ханов, но нет упоминаний воздаяния им Тимуром почестей при войске.

Воспитание сыновей и внуков Тимура была государственным делом. Когда ребенку предстояло родиться, его мать вызывали в столицу, где окружали заботой. После родов младенца забирали и поручали воспитателям. Подросший царевич получал наставника, который обучал его знаниям, необходимым правителю. Все царевичи получали одинаковое воспитание, потому что выбор наследника трона державы оставался за Тимуром.

Борьба за власть после смерти Тимура и правление Шахруха

Согласно завещанию Тимура, ему должен был наследовать Пир-Мухаммед. Но этот царевич не получил поддержки, и правителем был провозглашен внук Тимура Халиль-Султан. Против него выступил Шахрух, сын Тимура. В 1405 году оба претендента заключили договор, по которому Халиль-Султан сохранял власть над Мавераннахром.

Борьба между двумя Тимуридами продолжалась четыре года, но в 1409 году Шахрух победил и взял Самарканд. Победив, новый правитель назначил своего сына Улугбека правителем Самарканда, другого сын Ибрагима – правителем Балха. Другие Тимуриды Джехандир и Ахмед правили Хисаром и Ферганой. Сам Шахрух управлял империей из Герата. При Шахрухе Тимуриды вели войны с Моголистаном и молодым государством узбеков.

Упадок государства Тимуридов

В 1447 году после смерти Шахруха Улугбек стал новым эмиром государства Тимуридов. В начале правления ему удалось отразить нападение узбеков на Мавераннахр.

Уже 1449 года против Улугбека выступил его сын Абдуллатиф, поддержанный суннитским духовенством. Улугбек потерпел поражение, сдался и был убит.

При последующих Тимуридах территория государства сужалась. Потомки Тамерлана тратили много сил на междоусобные войны. В 1450-1460-х годах возвысился правнук Тимура Абу-Сеид. Он сумел в войнах с правителями соседних государств и другими Тимуридами подчинить Среднюю Азию, часть Афганистана и Восточный Иран.

Абу Сеид погиб в 1469 во время поход на Азербайджан. После его смерти в объединенных им землях утвердились другие представители рода, продолжившие междоусобицы. В последующие десятилетия территория Тимуридов начала сокращаться. Западные ее владения отошли персидской державе Сефевидов.

В Средней Азии на владения Тимуридов наступали узбеки. В 1500 году узбекский правители Шейбани-хан в борьбе с эмиром Ферганы Бабуром взял Самарканд и перебил многих потомков Тимура. Бабур отступил в Кабул, где основал новое государство.

В 1510 году после гибели Шейбани-хана в борьбе с Сефевидами Бабур отвоевал Самарканд. Позже из-за разногласий со своими персидскими союзниками ему пришлось оставить город. После этого Бабур оставил попытки сохранить власть в Мавераннахре, который стал частью государства Шейбанидов. Бабур правил в Кабуле, а после по примеру своего предка совершил поход в Индию. Ему удалось разгромить Делийский султанат и основать в Индостане новое государство – империю Великих Моголов.

Итоги эпохи Тимуридов в Азии

Тимур благодаря своим выдающимся государственным и военным талантам смог создать сильнейшее государство своего времени. Ему не удалось основать такую же надежную систему наследования власти, а среди его ближайших наследников не было людей таких же талантов.

Результатом этого стал быстрый упадок государства Тимуридов. Уже ко второй половине XV века их государство, расколотое на уделы, перестало быть серьезной силой в регионе. Постепенно его территории сокращались, пока Тимуриды не были окончательно истреблены или лишены власти в Средней Азии.