Свойства полезных ископаемых. Полезные ископаемые Краткая характеристика основных полезных ископаемых

  • 2.3. Усиление антропогенных воздействий и их последствия в странах с различным типом общественно-экономических систем
  • Тема 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
  • 2.1. Природные условия и ресурсы. Классификация. Их экономическая сущность
  • 3.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
  • 3.3. Полезные ископаемые
  • 3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
  • 3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь
  • Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  • 4.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2. Теоретические основы и методы экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.1. Затратная и рентная коцепции экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.2. Учет временного фактора в экономической оценке природных ресурсов
  • 4.2.3. Другие подходы к экономической оценке природных ресурсов
  • Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 5.1 Законы и принципы экологии
  • 5.2. Основное уравнение материального баланса
  • 5.3. Критерии устойчивого развития. Слабая и сильная устойчивость. Основные индикаторы устойчивого развития
  • 6.1. основные методы экономической оценки природоохранных мероприятий и окружающей среды
  • 6.2. Методы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды
  • 6.3. Показатели эффективности природоохранных мероприятий
  • 6.4. Учет факторов времени, риска и неопределенности
  • 6.4.1. Учет фактора времени при обосновании природоохранных решений
  • 6.4.2. Анализ риска и неопределенности
  • 6.5. Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
  • 7.1. Экономические функции окружающей среды и альтернативные варианты ее использования
  • 7.2. Два вида экологических издержек производства. Природоохранные издержки
  • 7.3. Экономический ущерб от загрязнения и деградации окружающей среды
  • 7.4. Модель оптимального пользования окружающей средой
  • 7.5. Поверхность трансформации и эффективное распределение ресурсов между экономическими и экологическими целями
  • Тема 8. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 8.1. Понятие, причины и классификация внешних эффектов
  • 8.3. Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза
  • Тема 9. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
  • 9.1. чистые частные и чистые общественные блага
  • 9.2. спрос на общественное благо. проблема «безбилетника»
  • 9.3. Определение эффективного качества окружающей среды
  • 9.3.2. Анализ «издержки-выигрыш»
  • 9.3.3. Экономическая оценка качества окружающей среды
  • 9.3.4. Решение Линдаля (сочетание государственных и частных решений)
  • 9.3.5. Механизмы общественного выбора. Теорема невозможности Эрроу
  • Тема 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 10.1. Экологический и природноресурсный факторы в системе макроэкономических показателей
  • 10.2. Интегрированная система национальных счетов (СНС)
  • 10.3. Отраслевая структура загрязнения окружающей среды. Основные показатели природоемкости и экологичности производства
  • Тема 11. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  • 11.1. Цели и принципы современной экологической политики
  • 11.2. критерии выбора инструментов экологической политики. Моральное осуждение.
  • 11.3 Состав административно-контрольных инструментов прямого эколого-экономического регулирования
  • 11.4. Инструменты косвенного эколого-экономического регулирования
  • Тема 12. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 12.1. Контроль состояния окружающей среды. Экологический мониторинг. Основные показатели степени загрязнения окружающей среды
  • 12.2. Управление твердыми бытовыми отходами
  • 12.4. регулирование эмиссий, вызванных промышленными авариями и стихийными бедствиями
  • 12.5. регулирование содержания загрязняющих веществ в потребительских товарах
  • 12.6. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
  • Тема 13. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕСТЕ
  • 13.1. Экологические системы в пространственном измерении
  • 13.2. вклад окружающей среды в международную конкурентоспособность страны. взаимосвязь экологической и торговой политики
  • 13.3. трансграничное загрязнение окружающей среды и основные инструменты его регулирования
  • 13.4. Глобальные экологические проблемы и основные инструменты их решения
  • Тема 14. Природопользование и охрана природы в Республике Беларусь
  • 14.1 Организационные структуры управления природопользованием Республики Беларусь
  • 14.2 Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь
  • 14.3 Формирование системы платного природопользования в Беларуси и ее эффективность
  • Рисунок 14.2 – Система платного природопользования в Республике Беларусь
  • 14.3.1 Экологический налог (глава 19 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:
  • Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
  • Таблица 14.1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, (рублей)
  • 14.3.2 Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • 14.3.3 Земельный налог (глава 18 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объекты налогообложения являются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:
  • 14.3.4.Утилизационный сбор в отношении транспортных средств.
  • Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 N 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".
  • Объект налогообложения является транспортное средство:
  • Основные нормативные правовые акты, регулирующие уплату являются:
  • 14.3.5. Сбор с заготовителей
  • Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен. Устанавливается решениями областных и Минского городского Советов депутатов в размере, не превышающем 5%.
  • Основным нормативным правовым актом, регулирующий уплату является Налоговый Кодекс, глава 33.
  • 14.3 Основные недостатки действующей системы платного природопользования
  • ЛИТЕРАТУРА
  • R p =

    [ (Z − C) a − Kприв . ] p

    где B – извлекаемые запасы в пересчете на конечную продукцию;

    T – срок отработки запасов;

    Z – замыкающие затраты для данного района (или по стране в целом) на конечную продукцию, (в определенных условиях функции замыкающих затрат могут выполнять мировые цены);

    C – расчетные текущие эксплуатационные затраты на единицу конечной продукции;

    α – коэффициент учета фактора времени, включая расчетный срок эксплуатации оцениваемого месторождения (рассчитывается по особой формуле);

    Кприв – предстоящие капитальные вложения, связанные с разведкой, разработкой, переработкой единицы годовой конечной продукции с учетом фактора времени (то есть приведенные к году оценки).

    Вопросы экономической оценке природных ресурсов будут более подробно рассмотрены позднее.

    Природно-ресурсный потенциал – важнейшая часть национального богатства страны. По оценке ученых института географии АН СССР, проведенной в 70-е годы, доля Беларуси в совокупном природно-ресурсном потенциале

    СССР составляла 1,2%, что значительно превышало ее удельный вес в общей площади страны – 0,9%. Такое превышение обусловлено лучшей обеспеченностью земельными ресурсами (выше среднемировых), более благоприятными климатическими условиями, достаточными водными и лесными ресурсами. Вместе с тем на территории Беларуси отмечается относительно невысокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических.

    Природно-ресурсный потенциал страны и отдельных ее регионов изменяется в процессе природопользования, что обусловлено, с одной стороны, истощением отдельных видов природных ресурсов вследствие их исчерпаемости и нерационального использования. С другой стороны, научно-технический прогресс открывает возможности вовлечения в народнохозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширять сырьевую и топливноэнергетическую базу страны.

    3.3. Полезные ископаемые

    3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых

    Все ископаемые вещества (твердые, жидкие и газообразные) и геотермальная энергия сосредоточены в верхних слоях земной коры. Числовая оценка среднего содержания химических элементов в недрах Земли, различных типах горных пород производится с использованием кларка данного вещества (выражается в процентах, в г/т и др.).

    Кларки элементов – система усреднённых содержаний, характеризующих распространённость химических элементов в крупной геохимической си-

    стеме (в земной коре, литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, на Земле в целом или в космосе). Выражается в массовых, объёмных, атомных процентах (%), промилле (‰), миллионных частях (г/т) или по отношению к содержанию одного из элементов, наиболее распространённого, например кремния.

    Более 99% массы земной коры составляют кларки следующих элементов: кислород – 47%; кремний – 29,6; алюминий – 8,05; железо – 4,65; кальций – 2,96; натрий – 2,50; калий – 2,5; магний – 1,87%. Знание кларков важно при поисках и промышленной оценке месторождений полезных ископаемых.

    Полезным ископаемым (минеральное сырье) принято называть природное минеральное образование земной коры неорганического и органического происхождения, которое может быть использовано в народном хозяйстве.

    Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколькими минералами (независимо от их практической ценности), получили название просто

    минеральных (геологических) месторождений. Те из них, которые представ-

    ляют естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования, называются месторождениями полезных ископаемых . Мине-

    ральные скопления с небольшими запасами или бедными рудами (что делает разработку экономически нецелесообразной) принято рассматривать как рудопроявления. В случае усовершенствования техники добычи и извлечения полезных компонентов рудопроявления могут перейти в разряд промышленных месторождений.

    Полезные ископаемые в зависимости от области хозяйственного применения подразделяются на следующие группы:

    топливно-энергетические (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды);

    рудные, являющиеся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокситы, медные, никелевые, вольфрамовые, молибденовые, оловянные, руды благородных металлов и др.);

    горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные

    и магнезиальные соли, сера и ее соединения, барит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы);

    природные (минеральные) строительные материалы и нерудные по-

    лезные ископаемые, а также поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз, и др.);

    гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами по-

    лезных ископаемых, выявленных и разведанных. Величина разведанных запасов изменяется в зависимости от размеров добычи полезных ископаемых, сте-

    пени разведанности (прироста разведанных запасов), а также от развития геологических знаний о строении земной коры.

    Данные геологической разведки позволяют вычислять объем полезных ископаемых, а при умножении объема на плотность определять запасы полезных ископаемых в весовом исчислении. При подсчете запасов жидких и газообразных полезных ископаемых помимо объемного метода применяется способ расчета по притокам в скважинах. Для некоторых месторождений полезных ископаемых подсчитывается количество содержащихся в них запасов ценных компонентов, например, запасы металлов в рудах. Запасы полезных ископаемых в недрах земли измеряются в кубических метрах (строительные материалы, горючие газы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руда), в килограммах (благородные металлы), в каратах (алмазы).

    По степени достоверности определения запасов они разделяются на категории. В странах СНГ, как и в бывшем СССР, действует классификация с разделением на четыре категории: А, В, С1 и С2 .

    Запасы категории А являются наиболее разведанными с точно определенными границами залегания и вполне подготовленными для добычи. К категории В относятся предварительно разведанные запасы полезных ископаемых с примерно определенными границами залегания. В категорию С1 включают разведанные в общих чертах месторождения с запасами, подсчитанными с помощью экстраполяции геологических данных. К категории С2 относятся перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений. Как правило, данные о запасах полезных ископаемых категорий А и В используются при разработке текущих планов и прогнозов развития народного хозяйства. Остальные категории запасов (С1 и С2 ) учитываются при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологоразведочных работ.

    Запасы полезных ископаемых подразделяют также по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым – запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных – геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

    Важнейший принцип экономической оценки полезных ископаемых – соблюдение народнохозяйственных интересов при выборе оптимального варианта использования ресурсов. Здесь предполагается, прежде всего, комплексное их освоение, максимальное снижение потерь при добыче и переработке, соблюдение природоохранных мероприятий.

    3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь

    Геологические исследования, интенсивно проводимые в послевоенные годы, опровергли ранее существовавшее представление о Беларуси как стране бедной на минерально-сырьевые ресурсы. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

    Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.

    Всего учтено 52 месторождения нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн. т, остаточные запасы промышленных категорий А+В+С1 – в 67,6 млн. т и 8,4 млрд. м3 попутного газа. Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2,0 млн. т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают (в 2010 г. до 15,0 млн. т) и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10–15%.

    Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 млрд т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Годовая добыча топливного торфа составляет около 4–5 млн т и примерно столько же добывается торфа для нужд сельского хозяйства, что обеспечивает потребности примерно на 20–25 лет.

    Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн т. Наиболее изучены три месторождения – Житковичское, Бриневское и Тонежское с общими запасами 150,0 млн т. Разработан проект строительства Житковичского разреза мощностью в 2 млн т угля в год. В перспективе бурые угли могут быть реальным источником энергетического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.

    Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км2. Прогнозные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 11 млрд т, предварительно изучены Любанское и Туровское месторождения. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сы-

    рьевой базы для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.

    Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли , промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,9 млрд т, а прогнозные – свыше 80 млрд т. Разрабатывается Старобинское месторождение, на базе которого работают четыре рудоуправления ПО «Беларускалий». Перспективы Петриковского месторождения связаны с внедрением высокорентабельной технологии получения калийного концентрата из солей с повышенным содержанием хлористого магния.

    Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мозырском, Давыдовском и Старобинском) они превышают 22 млрд т. Эксплуатируется Мозырское месторождение, на базе которого работает солевыварочный комбинат с объемами годовой добычи около 400 тыс. т соли, расширяются поставки пищевой соли на экспорт. Каменная соль может быть также использована в качестве сырья для производства кальцинированной соды.

    На территории Беларуси выделены два фосфоритоносных бассейна : Сожский – на востоке и Припятский – на юге. Сожский бассейн включает два предварительно разведанных месторождения: Мстиславльское и Лобковичское (прогнозные запасы оцениваются в 30 млн. т), а также ряд перспективных площадей. В пределах Припятского фосфоритоносного бассейна выявлен Брестский фосфоритоносный район (прогнозные запасы фосфорного ангидрида – 52,9 млн т). Необходим поиск месторождений фосфоритов с более благоприятными условиями залегания и более высоким качеством руды.

    Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов . Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории А+В+С1 – 340 млн. т и прогнозными – 1,5 млрд. т, их использование во многом будет определяться решением топливноэнергетической проблемы в стране. Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений, до 60-х гг. XIX ст. на них работали местные металлургические предприятия. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В осадочных породах Припятского прогиба обнаружены залежи давсанитовых руд (Заозерное месторождение), перспективные в качестве сырья для производства глинозема и кальцинированной соды. В породах кристаллического фундамента Беларуси обнаружено месторождение редкоземельно-бериллиевых руд.

    Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительные запасы цементно-

    го сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича.

    Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 58 источников минеральных вод с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50 источников. Минеральные воды используются для целей санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.

    Богата Беларусь минеральными рассолами, запасы которого в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3, они содержат 680109 т минерального вещества. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получения йода, брома, калия, магния и многих других элементов. Разработан проект «Промышленные рассолы Припятского прогиба», реализация которого позволит ежегодно получать около 160 т брома и 1,2 т йода. Перспективны также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

    Россия, одна из богатейших стран, по наличию полезных ископаемых. Основными являются газ, нефть и золото.

    Нефть. «Черное золото», так многие называют это маслянистое вещество, которое состоит из различных углеводородов.

    Без данного вещества большая часть машин потеряет всякий смысл. Ведь нефть перерабатывают в топливо, на котором ездит практически каждый автомобиль. Из нее производят не только, всем известный бензин, но и другие горючие смеси, а также применяют как основное сырье в промышленности. Достаточную прибыль стране приносит экспорт нефти в другие государства. Многие очень зависят от российского «черного золота».

    Основным лидером по добыче нефти в России является Ханты – Мансийский автономный округ. Здесь добывается половина от всего запаса нефти в стране. Вторая половина приходится на Ямало – Ненецкий автономный округ, Республика Татарстан и остальные регионы.

    Газ. Данное полезное ископаемое также является смесью углеводородов. В основном содержится метан. Газ является жемчужиной нашей страны. Его экспорт достаточно велик, что приносит стране небывалую прибыль, а также огромную зависимость других государств от России. Это дает нашей стране немалые преимущества.

    Используется газ наравне с нефтью. Он применяется как топливо для автомобилей, с помощью дополнительного специального оборудования. Газ сейчас практически не заменить в быту, он питает газовые котлы, плиты, зажигалки и прочие бытовые приборы, работающие на газу. Некоторые заводы работаю благодаря этой смеси углеводородов.

    На первом месте по добыче газа является Ямало – Ненецкий автономный округ, далее по списку идет Карское море.

    Золото. Этот металл является самой стабильной волютой в стране и во всем мире, является драгоценным металлом. Но его качество различно, и может иметь примеси, что делает его либо дороже, либо дешевле. От чистоты золота напрямую зависит его стоимость.

    Данный металл широко применятся в ювелирном деле, может быть хорошей инвестицией. Так как по нему хорошо проходит ток, золото используется в производстве различной электроники. В медицине драгоценный металл занимает достаточно высокий пост, на изготовление коронок уходит очень много золота.

    Им даже научились лечить рак, включая металл в состав различных лекарств.

    Главным на рынке по добыче золота по-прежнему остается Россия, не считая Китая, его успехи превзойти очень тяжело.

    Сообщение про Полезные ископаемые России

    Огромная территория Российской федерации скрывает в своих недрах огромные запасы полезных ископаемых. Большая часть освоенных месторождений располагается в Центральном районе (Восточно-Европейская равнина) и Кавказ. Сибирь и Дальний Восток осваиваются с великим трудом в силу влияния главного фактора, сдерживающих добывающую промышленность – многолетняя мерзлота (2/3 российской территории – зона Севера).

    Полезные ископаемые, так необходимые для производства оборудования, машин, бытовой химии, представляют собой минералы и горные породы. При этом их еще важно обработать, чтобы добыть нужный вид ресурса.

    1. Горючие полезные ископаемые.

    а) бурый уголь – самый дешевый, поскольку пригоден разве что для сжигания на местных ТЭЦ и ТЭС. Основные месторождения: Подмосковный, Канско-Ачинский бассейн (республика Хакасия);

    б) каменный уголь – оптимальный вариант, возможна дальняя перевозка и по качеству лучше. Разрабатываются угольные бассейны: Кузбасс (Кемеровская обл.), Печорский (республика Коми), Тунгусский (Красноярский край), Донецкий (Ростовская обл.);

    в) антрацит – уголь высочайшего качества (Донецкий, Ростовская обл.);

    г) торф – то, что еще не стало углем в процессе разложения растительных останков. Тонны полезного ископаемого скрываются в болотах Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири. Концентрация углерода – 60%. Используют в основном в качестве дешевой замены топливу, удобряют поля, добывают уксусную кислоту;

    д) нефть – масляная жидкость черного цвета, образованная из останков древних животных под воздействием времени под многочисленными слоями горных пород. Основные месторождения сосредоточены в долине реки Волга, на Кавказе, в Западной Сибири, а также на шельфе Баренцево и Охотского морей;

    е) природный газ – добывается из горных пустот. Топливо недорогое, простое в использовании. Часто сжигается попутный газ при добыче нефти. Месторождения: Западно-Сибирская низменность, Дальневосточные области;

    ж) горючие сланцы –, представлен смесью кремнистой глины и органических остатков. Правильная перегонка позволит получить жидкость, близкую по составу к нефти.

    2. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

    Первые привязаны к горным областям или выходу фундамента (основания) платформы (на равнинах).

    железные руды: КМА (Курская магнитная аномалия), Кольский полуостров, в долине реки Ангара, республика Карелия, Уральские горы (сильно истощены);

    медные руды: Урал, Кольский полуостров, Сибирь (Саяны, Алтай, хребты Забайкалья), Cu-Ni месторождение (город Норильск, Красноярский край);

    оловянные руды: Восточная Сибирь, Дальний Восток;

    алюминиевое сырье (бокситы): Северные уральские хребты и горные районы Красноярского края;

    золото: Восточная Сибирь, республика Якутия (знаменита неметаллическими полезными ископаемыми – алмазами), Магаданская область;

    неметаллические (нерудные): калийные, поваренные, каменные соли (Астраханская обл., Пермский край), апатиты (Мурманская обл.), фосфориты (Центральная Россия), строительные материалы: граниты, известняки, глины и т.д.

    3. Где могут применить полезные ископаемые?

    Например, асбест используют для теплоизоляции, противопожарной защиты. Асфальтом покрывают автомобильные дороги. Мрамор идет на облицовку зданий, как и гранит.

    Металлы используют в производстве различной техники, конструкциях, проводниках, оборудовании. Цветные металлы очень ценятся в создании электроники. Драгоценные камни применяют в изготовлении ювелирных украшений, медицине, химической отрасли.

    Вариант 3

    Россия – страна, которая занимает лидирующие места по добыче (запасу) множества полезных ископаемых. В стране добывается около 32% природного газа, 30% калийной соли, 12% нефти – это все доля добычи в мировых запасах.

    Полезные ископаемые, прежде всего, это минералы и различные породы, которые используются человеком.

    В большинстве случаев полезные ископаемые разделяют по виду применения (горючие, рудные, нерудные)

    Горючие

    Каменный уголь. – твердый и горючий, является осадочной породой. Используется в металлургии. Крупнейшие запасы находятся в Кузбассе, Печорском, Ленском и Тунгусском месторождении. Основными считаются Ленский и Тунгусский, которые вместе включают в себя почти 4000 миллиардов тонн каменного угля.

    Торф. – возникает из сгнивших растений на болотах. Имеет в себе около 60 % углерода. Чаще всего его применяют в качестве дешевого топлива или же для удобрений. Крупнейшим месторождением является Васюганское, на котором проходит добыча около 15% всего торфа, находящегося в России.

    Нефть. – одно из самых важнейших ископаемых, жидкость, имеющая черный цвет. Находится на глубине около 6 метров под землей между осадочными породами. Самыми крупными месторождениями нефти в России считаются Западно-Сибирский бассейн, а также бассейны, находящиеся на Северном Кавказе и Поволжье. На территории Российской Федерации каждый год добывается около 600 миллионов тонн «чёрного золота» (так называют нефть).

    Природный газ. – огромное количество газов, которые образовались в глубинах земли после анаэробного разложения органических веществ. Природный газ – дешевое и крайне удобное топливо. По запасам данного ископаемая Россия является лидером. Ежегодно добывается примерно 650 миллиардов кубометров природного газа.

    Рудные

    Горные породы. – различны по месторождению, их используют во многих разных отраслях, так как они нужны практически везде. К данным породам относятся такие ископаемые, как асфальт или мрамор, слюда, а также многие другие.

    Металлические руды. – горные скопления, которые содержат в своем составе металлические соединения. (Бокситы, нефелин, алунит, красный железняк и прочие.)

    Неметаллические руды. – сюда относятся такие ископаемые как песок и асбест.

    Нерудные

    К нерудным ископаемым относятся разного вида драгоценные камни, которые чаще всего используют в виде украшений, но помимо этого, такие камни активно используют в медицине.

    Песок, глина, соли и прочие ископаемые также относятся к нерудным. Их используют в большинстве различных сфер промышленности.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Информатика мой любимый школьный предмет (рассуждение)

      Я даже не могу точно сказать, какое занятие в школе моё любимое… Но всё-таки мне нравится информатика. Она менее не любимая. Я очень люблю играть в компьютерные игры, это так. Хотя мама говорит, что это не очень хорошо!

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Полезные ископаемые

    Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

    Известняк

    Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

    Глина Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

    Применение Глина является основой гончарного, кирпичного производства.

    Известняк Известня́к - осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде.

    Гранит Грани́т (итал. granito , - зерно) -Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

    Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

    Нефть Нефть (греч. ναφθα - вспыхивать, воспламеняться) - горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

    Нефтепровод

    Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

    Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое ископаемое? 3. Прочное или хрупкое? 4. Определить цвет, прозрачность. 5. Где можно использовать, применить.

    1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ

    3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры

    5. Большинство полезных ископаемых: а) жидкие б) твердые в) газообразные 6. Нефть и газ добывают а) на суше б) на море в) и на суше, и на море

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: Окружающий мир

    Класс : 3 «б»

    Тема: «Полезные ископаемые»

    Цели деятельности учителя:

    Познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

    Планируемые результаты:

    предметные :

    Разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

    Научатся различать образцы полезных ископаемых;

    Сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

    Личностные:

    - умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

    Нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2012г.

    Этап, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Планируемые результаты

    (УУД)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

    Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

    Приветствовать;

    Настраиваться на урок;

    Л: формировать положительное отношение к урокам;

    Постановка учебных задач и её решение

    Словесн.: ответы на вопросы;

    Практический:

    формулирование темы и цели урока;

    Отгадайте загадки:

    Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела:

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след. (Мел)

    Он очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный.

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Газ)

    Без неё не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета

    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобится сразу. (Глина)

    Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

    Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

    Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

    Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

    Верно, молодцы!

    Отвечать на вопросы;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    Решение частных задач

    Словесный:

    учебный диалог;

    Словесный:

    ответы на вопросы;

    Практический:

    Практическая работа в группах;

    Практический: защита работ;

    А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

    А из чего делают автомобили, самолёты?

    Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

    Да, им нужно горючее, которое получают из нефти .

    Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

    А почему они полезные? (Ответы детей)

    Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

    Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие , рудные (металлические) и нерудные (строительные).

    Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

    Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

    К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ . Всё это разные виды ископаемого топлива.

    А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

    При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

    Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа .

    Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды . Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

    Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

    Молодцы. Перейдём к третьей группе.

    Как вы думаете, почему они называются строительными?

    Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

    А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

    (Изучение свойств песка, угля)

    В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

    Инструкция:

    1. Название полезного ископаемого.

    2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

    3. Прочное или хрупкое?

    4. Определить цвет, прозрачность.

    5. Где можно использовать, применить.

    Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

    Отвечать на вопросы

    Анализировать;

    Высказывать свои предположения;

    Выполнять практическую работу в группах

    К : участвуют в учебном диалоге;

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    К:аргументация своего мнения и позиции;

    учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

    П: извлечение необходимой информации;

    К: высказывать своё предположение;

    Р: учиться высказы вать

    своё предположение;

    П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    Дин.пауза

    Динамическая пауза. Видеоролик.

    Выполнять физ.упр.

    Практический:

    тестирование;

    Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

    Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

    Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

    а) песок, глину

    б) гранит, торф

    в) уголь, соль

    Какие из полезных ископаемых служат топливом?

    а) нефть, руда

    б) уголь, торф

    в) известняк, газ

    Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

    А) гранит, песок

    б) уголь, руда

    в) нефть, газ

    Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

    а) строители

    б) геологи

    в) шахтёры

    Большинство полезных ископаемых:

    а) жидкие

    б) твердые

    в) газообразные

    Нефть и газ добывают

    а) на суше

    б) на море

    в) и на суше, и на море

    Что не является горючим полезным ископаемым?

    а)каменный уголь

    б)гранит

    в)торф

    Какое полезное ископаемое является жидким?

    а)нефть

    б)глина

    в)газ

    Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

    Выполнять тестирование

    П: поиск и выделение необходимой информации;

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Словесн.: ответы на вопросы;

    - Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

    - Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

    Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

    Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

    Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

    - Какие задачи ставили в начале урока?

    Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

    Что помогло нам в работе?

    Какие открытия для себя сделали?

    Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

    Записывать д.з

    Отвечать на вопросы;

    Подводить итог урока;

    Р: осуществлять итоговый контроль

    Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


    Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

    Задачи урока:

    Образовательная:

    • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
    • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
    • Показать их важную роль в экономике страны.

    Развивающая задача:

    • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
    • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

    Воспитательная:

    • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
    • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
    • Воспитывать толерантности.

    Тип урока: предметный

    Форма урока: урок-исследование.

    Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский.

    Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

    Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

    Ход урока

    1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

    Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

    2 этап. Мотивация и целеполагание.

    Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

    Какие хитрые секреты
    Таят обычные предметы:
    Блестят в солонке минералы!
    Снежинки – это же кристаллы!
    Фольга, скрывавшая конфету -
    Металл такой же, как в ракетах.
    Таит его простая глина,
    Сестра сапфира и рубина!
    А коль споткнешься ты о камень,
    Не думай, что виной булыжник,
    И тут всесильная природа
    Тебе подсунула породу!

    Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

    Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

    Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

    (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

    Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

    Для чего нам необходимо это знать?

    Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

    3 этап. Планирования поиска способа решения.

    Вы посажены в группы по 5 человек.

    Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

    4 этап. Реализация плана.

    Фронтальная работа.

    Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

    Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

    (“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

    Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

    Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

    Свойства полезных ископаемых.

    Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

    Каменный уголь.

    Исследовать по плану (слайд11).

    План изучения свойств каменного угля.

    1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

    2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

    3. Проведите ногтем по породе.

    • Если остался след – то порода мягкая;
    • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
    • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

    4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

    5. Где используют и на основании какого свойства?

    Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

    План изучения свойств гранита (слайд12).

    1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

    2. Определите легче или тяжелее воды?

    3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

    4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

    Выводпо таблице о граните.

    Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

    Физминутка (слайд13).

    По дорожке шли, шли,
    Много камешков нашли.
    Присели, собрали и дальше пошли.
    По дорожке, по дорожке
    Прыгаем на левой ножке
    И по это же дорожке
    Прыгаем на правой ножке.
    По дорожке побежим, до лужайки добежим.
    На лужайке, на лужайке
    Мы попрыгаем как зайки.
    Стоп! Немножко отдохнем!
    И опять работать мы пойдем!”

    Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

    Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

    5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

    Как вы думаете, кто такие геологи?

    Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

    У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

    Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

    Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

    Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

    Шахты – это глубокие колодцы.

    (Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

    Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

    Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

    Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

    6 этап. Бережное использование.

    Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

    Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

    Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

    Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

    7 этап. Вывод (слайд 28,29).

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

    8 этап. Рефлексия (слайд 30).

    Какие задачи ставили в начале урока?

    Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

    Что помогло нам в работе?

    Какие открытия для себя сделали?

    9этап. Оценивание работы.

    Оценка в группе.

    1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

    Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

    Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

    Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

    Приложение к уроку. Конверты.

    Задание группе 1. Каменный уголь.

    Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

    Карьер – это открытый котлован.

    Шахта – это глубокий колодец.

    Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

    Задание группе 2.Нефть.

    Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

    Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

    Задание группе 3. Железная руда.

    С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

    Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

    Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

    Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

    Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.