Главный герой руслан и людмила. Старт в науке. Пушкин А.С. "Руслан и Людмила"

Налобин Егор, Валиулин Антон

Небольшое исследование на тему, которая в этом возрасте интересует обучающихся особенно сильно. Ребята работали сообща, внимательно прочитали текст произведения, дополнительную литературу, интернет-ресурсы. Работа была опубликована и защищена на школьной НПК "Хрустальная сова" и была удостоена грамоты "За исследования в области литературы".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Холбонская средняя

общеобразовательная школа муниципального района «Шилкинский район»

Научно-практическая конференция «Хрустальная сова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Выполнили: обучающиеся 8 «А» кл.

Валиулин А., Налобин Е.

Руководитель: Калиничева Е.А., уч.

Русского языка и литературы.

Холбон – 2012

Введение _______________________________________________________ 3

Глава 1. История создания _________________________________________ 3

Мистическое и фантастическое в поэме А.С. .Пушкина «Руслан и Людмила» 4 - 12

Заключение______________________________________________________ 12

Список использованной литературы ________________________________ 15

Введение

Поэма «Руслан и Людмила» написана в течение 1817-1820 гг., напечатана в 1820 г. Поэма очень понравилась современникам и всё ещё поражает читателей великолепием содержания, удивительной живостью и яркостью картин, пусть самых фантастических, совершенством языка. Мы встречаем то живые, почти «реалистически» увиденные поэтом образы фантастического содержания (например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта (свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы). Поэма наводнена мистическими и мифическими персонажами, особенно её начало, знаменитое «У лукоморья…» Тема нечисти показалась нам интересной и недостаточно исследованной в нашей школе. Кроме того, она интересна не только читателям поэмы, но и многим другим людям.

Целью работы является рассмотрение мистического и фантастического в поэме «Руслан и Людмила».

Задачи работы:

Проанализировать элементы мистики и мифологии в поэме

Проследить сущность и происхождение мистических персонажей

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 . История создания.

Поэма «Руслан и Людмила» написана после выхода автора из Лицея ; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы. Пушкин явно хотел создать «богатырскую» сказочную поэму.

Произведение содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной г. в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия.. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Пролог - формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усилил сказочную окраску текста.. В прологе мы наблюдаем засилье сказочных фантастических героев: «…леший бродит, русалка на ветвях сидит», «…избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей», «… днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом», «…там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой», «…там царь Кощей над златом чахнет»… Кроме нечистых сил пролога мы наблюдаем в поэме других чудесных персонажей. Это колдун Финн, ведьма Наина, злобный чародей Черномор. Имеются и сказочные атрибуты, такие как живая и мёртвая вода, волшебный меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящая голова.

Глава 2. Мистическое и фантастическое в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

Все мы помним содержание поэмы. Во время свадьбы киевской княжны Людмилы и богатыря Руслана невесту похитил злой волшебник Черномор. Витязь отправляется на поиски возлюбленной, преодолевая препятствия пути и козни злой колдуньи Наины. Множество приключений пришлось пережить Руслану, пока он нашёл свою Людмилу.

“Руслан и Людмила» - произведение, похожее на сказку, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.
Самым главным врагом и обидчиком Руслана в поэме является, конечно же, Черномор. Черномор - злой колдун, укравший Людмилу, дочь великого князя Владимира-солнце. Был побежден богатырем Русланом, который сделал из него придворного шута. Черномор был злобным старым карликом с очень длинной бородой. В ней и заключалась вся его колдовская сила. Он жил в горах в роскошных чертогах, имел множество слуг и постоянно воровал красавиц. Владел шапкой невидимкой, которую в дальнейшем нашла Людмила и использовала, чтобы спрятаться. Ее Черномор пугал не сильно.

Её пугала борода,
Но Черномор уж был известен,
И был смешон, а никогда
Со смехом ужас несовместен.

Уж он приблизился: тогда,
Княжна с постели соскочила,
Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.

У Черномора был старший брат, великан . Именно с его головой встретился Руслан. Черномор завидовал брату и погубил его. Для этого он, изучив старинные книги, нашел волшебный меч, который был опасен для обоих братьев. Он обманным путем завладел им и отрубил брату голову. Надежнее было бы держать этот меч при себе, но Черномор посчитал, что голова великана - хороший сторож и положил меч под нее. Из волшебных качеств Черномора можно отметить его умение летать, а также перевоплощаться. Несмотря на шапку-невидимку, Черномор проиграл бой Руслану. Тот, используя волшебный меч, отрубил ему бороду. Потеряв бороду, Черномор лишился сил и его взяли в княжеский двор в качестве шута-карлы.

Боязнь объемлет Черномора;
В досаде, в горести немой,
Напрасно длинной бородой
Усталый карла потрясает:
Руслан ее не выпускает
И щиплет волосы порой.
Два дни колдун героя носит,
На третий он пощады просит:
«О рыцарь, сжалься надо мной;
Едва дышу; нет мочи боле;
Оставь мне жизнь, в твоей я воле;
Скажи - спущусь, куда велишь… »

Главный герой Руслан встречается с колдунами и ведьмой . В поэме колдун Финн довольно добродушный старик, который помогает главному герою, даже возвращает его к жизни. Интересно, что этот персонаж нерусский по происхождению. Древние славяне верили, что большинство ведьм и колдунов финно-угорского происхождения. Кто же такие колдуны?

Колдунами и ведьмами в Средние века называли людей, владевших опасными знаниями, совершивших договор с дьяволом. Их уважали и боялись, но больше, все-таки боялись. Ведьмам приписывали сношения с демонами, убийства младенцев и другие тёмные дела. В средние века славяне считали, что ведьмы могут отобрать молоко у коровы, вызвать грозу или наслать на кого-то болезнь. Также считалось, что она может принимать разные облики, а также умеет читать мысли и предсказывать будущее. Некоторые приписывали ведьмам умение летать на метле или венике. Колдуны, ведуны, ведьмаки, кудесники, чаровники, чернокнижники , в русских средневековых источниках - волхвы - в мифологических представлениях славян и др. народов люди, наделённые сверхъестественными способностями влиять на жизнь человека и явления природы (см. также "Ведьмы"). Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот (порчельники), сеют раздоры между людьми, делают заломы в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и т.п.
Колдуны могут быть
оборотнями (в т. ч. являться в виде огненного змея к любовнице-ведьме, превращаться в вихрь и т. п., ср. русское средневековое название колдунов - облакопрогонники ) и превращать людей в животных. Распространены былички о колдуне, разгневанном тем, что его не пригласили на свадьбу, и превратившем весь свадебный поезд в волков.
Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила: они заключают договор с чёртом (расписка пишется кровью), им служат чертенята, непрестанно требуя для себя работы; чтобы передохнуть, колдуны вынуждены давать чертям «трудные задачи» - свить верёвку из песка, собрать развеянную по ветру муку и т. п. Для заключения договора с чёртом и колдовства считалось необходимым ритуализованное поведение: колдуны клали крест под пятку (ср. название колдунов у северных русских - еретики), черта вызывали в нечистом месте - в бане, на перекрёстке дорог. Колдунов можно узнать в церкви - они стоят спиной к алтарю. Они срезают колосья в поле, уничтожая урожай, вниз головой - за ноги их держит нечистая сила.
С приближением смерти нечистая сила мучит колдунов, не давая им умереть, пока те не передадут своих способностей наследникам. После смерти нужно вбить в труп колдуна осиновый кол, чтобы колдун не стал упырем
. Ведьма Наина и является такой вот злобной героиней. Она преследует Руслана, строит ему козни только потому, что ему помогает её враг – Финн. Наина знает заклинания, может превращаться в огненного змея и в кошку. Внешне же она похожа на Бабу Ягу. Наина тоже нерусская по происхождению, из того же племени, что и волшебник Финн. Мелкая нечисть в поэме тоже весьма интересна.

Русалка - мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух ), связанное с водоёмами. В русском фольклоре называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами.

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.), на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни»; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться.

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями.

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои».

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла». Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев. Согласно описанию Пушкина , русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом». По народным поверьям русалки «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут». В сосновом бору существуют деревья, вокруг которых не растёт трава, поскольку взявшись за руки здесь часто пляшут русалки, вытаптывая круги. По представлениям российских крестьян, русалки ночью при луне, «которая для них ярче обычного светит», качаются на ветвях, аукаются между собой и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Ле́ший - хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов . Частый персонаж русских сказок . Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа - глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Есть легенда, что был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы . Когда Бог пришел посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих - нечисть, которая не уступает им числом.

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет - тонет, жарко станет - из него вода выступает».

Рождаются лешие также от брака чёрта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. В некоторых регионах леший считается дедом чёрту и прозывется «чёртов дед».

Нередко в представлениях народа леший носит уже двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть. Внешний вид лешего.

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы. «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесанными налево. Этому лесному духу приписывают способности к оборотничеству , поэтому он может показаться и в виде дикого зверя. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, собранным П. Н. Рыбниковым, с виду леший похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным».

Леший - властитель над лесными зверями. Больше всего он любит медведя , и когда сам пьёт вино , до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных . По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой ».

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев , полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых. Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч , либо сова , либо сам Сатана ». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них - самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька ). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки ) славянских народов , старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень . По своим свойствам ближе всего к ведьме . Чаще всего - отрицательный персонаж. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами : она умеет колдовать, летать в ступе , живёт в лесу, в избушке на курьих ножках , окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-Яга - каннибал ). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу , выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Так, во многих сказках Баба-Яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам. На языке Коми, слово яг означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт. «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.

Избушка на курьих ножках

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица , руководившая обрядом кремации мёртвых . Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в - веках). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Кощей (Кащей) Бессме́ртный - царь , колдун , лич , иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве - хранитель подземного царства Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина ). Кроме имени героя сказок, слово имеет ещё два устаревших значения: «худой (или скупой) человек» и, в древнерусских текстах, «пленник». Слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» - «кость и кожа» или «шея», на словенский «kitami» (шея), на польский - «chudzielec» (шея).

Центральным эпизодом поэмы является описание встречи богатыря Руслана и огромной говорящей головы. Откуда же появился этот образ?

Чтобы это понять, нам нужно разобраться в том, с кем воевали древние славяне. Основными врагами древних славян на протяжении многих веков были кочевые народы, жившие в степных районах, примыкавших к побережью Черного моря. Они совершали набеги на русские земли, разоряли села и уводили в рабство людей. Очевидно, что их кочевой быт отличался от оседлой жизни русских людей.

Не случайно земли, где жили кочевники, на Руси издревле называли «дикое поле»: там не было ни дорог, ни постоянных поселений. Лишь возвышались кое-где огромные курганы, которые кочевники насыпали на месте погребения своих вождей. Курганы никогда не распахивались, и поэтому их покрывала особенно высокая трава. У этих курганов, считавшихся священными, совершались ежегодные церемонии поминовения усопших, во время которых потомки обращались к умершим, чтобы те помогали им в борьбе с врагами. Вот почему в сказках многих народов мы встречаемся с описанием того, как богатырь подъезжает к такому кургану и обращается к нему с пространной речью. Благодаря белому ковылю, покрывавшему вершины курганов, их почтительно называли «седоголовые». Уже в наше время археологи раскопали ряд курганов, в которых нашли богатые погребения, захоронения воинов с оружием, необходимой едой и даже животными. Ученые установили, что эти курганы именовались в народе «семью седоголовыми» и упоминались в огромном количестве сказок, легенд и преданий.

Одну из них и использовал Пушкин для создания своей поэмы. При этом он превратил непривычный для русской сказки курган в фантастический образ исполинской головы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы исследовали природу мистических персонажей поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». В ходе работы открыли для себя много нового, неожиданного и интересного. А.С.Пушкин предстал перед нами хорошим знатоком русской и мировой мифологии, человеком необыкновенно образованным и умным, гениальным поэтом, уместившим в малом объёме пьесы огромные знания, искромётный юмор, прекрасный язык.

Думаем, что материалы данной работы могут быть полезны как учащимся, так и педагогам школы при изучении творчества не только Пушкина, но и других поэтов и писателей, так как многие из них интересовались мистикой и изображали её в своих произведениях. Работа может послужить также предметом досугового чтения людей, любящих мистику и фантастику.

Мистические персонажи в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Кот учёный

Кощей бессмертный

Избушка на курьих ножках

Черномор

Говорящая голова

Год написания: 1820

Жанр произведения: поэма

Главные герои: Владимир - старый князь, Людмила - дочь, Руслан - князь, Черномор - волшебник, Рогдай , Ратмир , Фарлаф - витязи.

Сюжет

Руслан и Людмила поженились. В брачную ночь невеста пропадает. Князь Владимир не доволен бездействием Руслана. Он отправляет витязей на поиски. Награда - пол царства и невеста. Ищет Людмилу и Руслан. Он заехал в пещеру, где сидел старый волшебник. Он поведал, что девушку украл Черномор и сказал, что Руслан ее спасет. Рогдай решает убить соперника, ищет его. Людмилу ничего не радует, но Черномору она не дается, одевая шапку невидимку. Руслан в бою побеждает Черномора, срезал волшебную бороду. Людмилу он находит спящей и везет в Киев. Рогдай убивает героя во сне, но волшебник из пещеры воскресил витязя. Он дал кольцо, благодаря которому невеста проснется. Так и случилось.

Вывод (мое мнение)

Руслан не сдался, а всеми способами искал Людмилу. В этом проявились настоящие чувства. Он был мужественный, преграды не пугали его. Даже смерть для героя не конец.

«Руслан и Людмила». Витязь, воплощающий в себе идеальные качества доблестного мужа - физическую силу, душевное благородство, доблесть воина.

История создания

Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» после выпуска из Лицея, это первая его законченная поэма. Автор работал над этим произведением главным образом во время вынужденного бездействия из-за болезней, а в остальное время вел в Петербурге «самую рассеянную» жизнь.

В этом тексте слились воедино рыцарские поэмы, которые Пушкин знал во французском переводе, сатирические поэмы и образы, навеянные древнерусскими былинами и волшебными сказками, а также литературными сказками российских авторов, среди которых на «богатырскую» тему уже успели создать произведения , и Херасков.

Имена конкурентов Руслана и подробности их биографий были взяты Пушкиным из «Истории государства российского». В поэмы прослеживается также пародия на романтическую балладу под названием «Двенадцать спящих дев». У Пушкина возвышенные образы снижены и разбавлены фривольными шутками, гротеском и просторечными выражениями, мастерски выписаны характеры героев. Поэма «Руслан и Людмила» входит в школьную программу и изучается в пятом классе.


Московский Театр-мастерская имени поставил спектакль по поэме «Руслан и Людмила». Премьера состоялась в 2014 году. А к новому 2018 году поставила по этому произведению мюзикл на льду, который шел с 23 декабря 2017 года по 7 января 2018 года в ДС «Мегаспорт» в Москве.

На телеэкранах герои тоже появлялись. В 1972 году вышел двухсерийный фильм по мотивам пушкинской поэмы. Роли Руслана и Людмилы там исполняют актеры Валерий Козинец и Наталья Петрова.

Сюжет и биография

Князь Руслан женится на Людмиле, младшей дочери . Идет пир, рядом с новобрачными - княжеские сыновья и толпа друзей, вещий Баян поет и играет на гуслях в честь юной четы. На пиру присутствуют трое мужчин, которые не радуются вместе с остальными. Это соперники Руслана - хвастливый Фарлаф, хазарский хан по имени Ратмир и некий витязь Рогдай.


Пир подходит к концу, гости разъезжаются. Князь Владимир благословляет жениха с невестой, и те отправляются в спальню. Однако любовным грезам Руслана не суждено стать явью - внезапно меркнет свет, гремит гром, раздается загадочный голос, что-то взвивается и исчезает во мраке. Когда Руслан приходит в себя, выясняется, что Людмилы больше нет рядом с героем - девица похищена «безвестной силой».

Князь Владимир поражен этим происшествием и разгневан на молодого зятя, который позволил вот так похитить его младшую дочь прямиком из опочивальни и не смог защитить девицу. Гневный князь призывает молодых витязей отправиться на поиски Людмилы и обещает девицу в жены тому, кто найдет ее, а вместе с девицей еще и полцарства. На розыски отправляется не только Руслан, который хочет вернуть молодую жену, но и тройка конкурентов - Ратмир, Рогдай и Фарлаф. Витязи седлают коней и скачут прочь от княжеских палат вдоль берегов Днепра.

Герои едут вчетвером. Руслан тоскует, прочие - кто заранее хвастается подвигами, которые совершит, кто витает в эротических грезах, а кто сохраняет угрюмое молчание. К вечеру герои подъезжают к распутью и каждый отправляется собственной дорогой. Руслан едет один и выезжает к пещере, внутри которой горит огонь. В пещере герой находит седобородого старика, который читает книгу перед лампадой.


Старик заявляет, что давно ждал героя. Выясняется, что «безвестная сила», которая утащила девицу, - злой колдун , известный похититель красавиц. Злодей этот живет в неприступных северных горах, куда никто еще не добирался, но Руслан непременно преодолеет препятствия и победит Черномора в битве.

От таких новостей Руслан приободряется, и старик оставляет героя спать в пещере, а заодно рассказывает тому собственную историю. Старик родом из Финляндии, где работал пастухом и вел беспечную жизнь, пока однажды не влюбился в злую красотку Наину. Та не ответила молодому пастуху взаимностью, и юноша забросил мирные занятия и стал воином.

Десять лет провел он в сражениях и морских походах, но девица снова отвергла его притязания и дары, добытые в битвах. Тогда герой решил попробовать зайти с другой стороны и стал учиться колдовству, чтобы околдовать красотку. Ему удалось призвать Наину при помощи колдовства, но та предстала перед ним в отталкивающем образе старой карги.


Руслан и старик-финн

Герой узнал, что, пока он учился колдовать, незаметно прошло сорок лет, и его пассия успела состариться. Теперь Наине 70 лет. И, что самое ужасное, заклинания подействовали – старуха любит героя. Выяснилось заодно, что сама пассия за это время стала злой волшебницей. Увидев и услышав это всё, герой в ужасе сбежал прочь, забыв собственный любовный интерес. А сбежав, поселился в этой пещере и живет теперь отшельником.

Утром Руслан отправляется в путь на поиски Людмилы. По следу героя тем временем скачет витязь Рогдай, который хочет убить героя и таким образом устранить препятствие, которое стоит между ним и Людмилой. Обознавшись, Рогдай едва не убивает хвастуна Фарлафа, который в страхе удирает от него. Характер Рогдая, таким образом, можно назвать вероломным - персонаж жесток и гневлив, не брезгует поступать подло.

Отстав от перепуганного Фарлафа, Рогдай едет дальше и встречает некую старуху. Та указывает герою, куда тому следует ехать, чтобы найти врага, а когда Рогдай исчезает из виду, старуха подходит к валяющемуся в грязи трусу-Фарлафу и велит тому отправляться прямиком домой, потому что Людмила, мол, и так будет принадлежать ему, нет смысла дальше рисковать собой. И трусливый герой делает, как говорит старуха. Рогдай тем временем нагоняет Руслана и нападает на того со спины. В схватке Рогдай гибнет - Руслан выдергивает подлеца из седла и бросает в воды Днепра, где тот тонет.


Людмила тем временем приходит в себя в палатах Черномора, обставленных на манер дворца из «Тысячи и одной ночи». Героиня возлежит под балдахином, за нею ухаживают прекрасные девицы - заплетают косы, одевают, украшают жемчужным поясом и венцом. Некто невидимый при этом поет приятные слуху песни. За окном комнаты Людмила видит горные вершины, снег и угрюмый лес.

Внутри же черноморовых палат есть сад с экзотическими деревьями и озерами, поют соловьи, бьют фонтаны. Над Людмилой сам собой разворачивается шатер, перед героиней появляются роскошные яства, звучит музыка. Когда героиня встает после трапезы, шатер исчезает, а когда к вечеру Людмилу начинает клонить в сон, невидимые руки подхватывают ее и несут в постель.


Девица меж тем ничему не рада и ждет подвоха. Внезапно в опочивальню героини вторгаются незваные гости - бритоголовый карлик, чью длинную седую бороду несут на подушках арапы. Людмила нападает на карлика, тот пугается, путается в бороде и убирается прочь под визг героини. Тут читатель видит характер Людмилы - эта юная дева полна решимости отстаивать свою честь и свободу и, не купившись на показную роскошь, хранит верность возлюбленному.

Позже Людмила находит шапку-невидимку Черномора и прячется от колдуна под ней, а к Черномору тем временем прилетает злая волшебница Наина в облике крылатой змеи и сообщает тому о приближении Руслана. Черномор же считает, что ему ничто не грозит до тех пор, пока цела его борода.

Руслан тем временем попадает на заваленное человеческими костями и доспехами поле, где когда-то шла битва. Среди брошенного оружия герой находит стальное копье. Ночью герой подъезжает к громадной живой голове в шлеме, которую поначалу принимает за холм. После короткой стычки герой переворачивает голову, и под той обнаруживается меч.


Голова рассказывает герою, откуда взялась, и выясняется, что раньше та покоилась на плечах у витязя-великана. У того был злой и завистливый младший брат-карлик - Черномор. Этот брат уговорил великана отправиться на поиски меча, которым можно было убить любого из них двоих, а когда меч обнаружился - Черномор снес старшему брату голову. С тех пор голова поставлена здесь, чтобы охранять меч. Однако голова отдает волшебное оружие Руслану и призывает героя совершить месть.

Тем временем хана Ратмира, который отправился искать Людмилу вместе с остальными тремя витязями, некие прекрасные девицы завлекают в замок на скале. Руслан продолжает идти на север, к горам. Людмила продолжает прятаться под шапкой-невидимкой, разгуливая в таком виде по дворцу Черномора и издеваясь над слугами злого колдуна. Хитрый карлик привлекает внимание девицы, прикинувшись раненым Русланом, но в этот момент до него долетает звук боевого рога и Черномор отправляется поглядеть, что там происходит.


Начинается схватка с Русланом, во время которой волшебник становится невидимым. Герой хватает колдуна за бороду, и они двое суток носятся под небесами, пока Черномор не начинает просить пощады. Руслан требует отнести его к Людмиле, а на земле отрезает злодею бороду и привязывает ту на собственный шлем.

Обнаруженная Русланом возлюбленная спит беспробудным сном, и герой отправляется с нею в Киев, где Людмила должна проснуться. По дороге Руслан встречает бедного рыбака, в котором узнает хана Ратмира. Тот нашел счастье с молодой женой и больше не грезит о Людмиле.


Тем временем ведьма Наина учит трусливого Фарлафа, как одолеть Руслана. Негодяй закалывает Руслана спящим и увозит Людмилу в Киев. Девица меж тем не приходит в сознание, даже оказавшись в собственном тереме. Разбудить героиню не получается, а город тем временем окружают восставшие печенеги.

Руслана оживляет старик-финн и дарит герою волшебное кольцо, которое должно пробудить Людмилу. Герой врывается в ряды печенегов и разит налево и направо, повергая врага в бегство. Затем Руслан въезжает в Киев, находит Людмилу в тереме и касается той кольцом. Девица просыпается, князь Владимир и Руслан прощают труса-Фарлафа, а Черномора, который вместе с бородой лишился волшебной силы, принимают во дворец.

Цитаты

«Еще при мне мой верный меч,
Еще глава не пала с плеч».
«Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!»
«А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!»
«Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно Бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много».

Пушкин А.С. "Руслан и Людмила"

Жанр: сказочная поэма

Главные герои сказки "Руслан и Людмила" и их характеристики

  1. Руслан, верный друг и добрый витязь. Смелый, могучий, прямой, отважный, никогда не отступает от своей цели.
  2. Людмила, красивая и добрая. Веселая проказница, которая придумала как досадить Черномору.
  3. Рогдай, смелый и сильный воин, предает Руслана
  4. Ратмир, молодой хан, горячий и смелый. Влюбляется в красавицу в замке и остается с ней.
  5. Фарлаф, хвастливый трус.
  6. Владимир, князь, старается быть справедливым
  7. Черномор, коварный и бездушный карлик, убивший собственного брата
  8. Финн, могучий волшебник, потерявший любовь и счет времени занимаясь колдовством
  9. Наина, когда-то красавица, а ныне злющая старуха, колдунья
  10. Голова, старший брат Черномора, когда-то могучий воин, преданный братом.
План пересказа сказки "Руслан и Людмила"
  1. Свадебный пир
  2. Похищение Людмилы
  3. Соперники отправляются на поиски
  4. Руслан находит финна
  5. История финна
  6. Бой с Ратмиром
  7. Людмила и Черномор
  8. Шапка-невидимка
  9. Смерть Ратмира
  10. Выбор Ротгая
  11. Голова
  12. Волшебный меч
  13. Людмила в сон погружена
  14. Бой с Черномором
  15. Возвращение
  16. Предательство Фарлафа
  17. Воскрешение
  18. Бой с печенегами
  19. Пробуждение Людмилы
  20. Свадебный пир.
Кратчайшее содержание сказки "Руслан и Людмила" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Людмила пропадает прямо с брачного ложа, и четверо соперников отправляются на ее поиски.
  2. Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, Руслан убивает Ротгая и сражается с головой.
  3. Людмила приходит в себя во дворце Черномора, находит шапку-невидимку и прячется от слуг и Черномора.
  4. Руслан сражается в небесах с Черномором, побеждает и отсекает ему бороду.
  5. Руслан возвращается со спящей Людмилой, видит счастливого Ратмира с девушкой, его убивает во сне Фарлаф.
  6. Финн оживляет Руслана, тот побеждает печенегов, будит Людмилу и играется пир.
Главная мысль сказки "Руслан и Людмила"
Верность и упорство непременно приведут к достижению желанной цели, а любовь не знает преград.

Чему учит сказка "Руслан и Людмила"
Сказка учит тому, что добро всегда окажется сильнее зла, а предательство всегда будет наказано. Что всегда надо стремится к своей цели, не сдаваться перед трудностями, жить по совести. Также сказка учит тому, что любовь непредсказуема, а месть обманутой женщины бывает страшна.

Отзыв на сказку "Руслан и Людмила"
Эта конечно просто великолепная поэма, в которой множество приключений, несколько разнообразных сюжетных линий, совершенно разные характеры у героев. Следить за приключениями Руслана и Людмилы было очень интересно. Мне эта поэма очень понравилась.

Пословицы к сказке "Руслан и Людмила"
Любовь все побеждает
Для влюбленного и сто верст не расстояние.
Кому что глянется, тот к тому и тянется.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Руслан и Людмила" по песням
Песня первая
Вступление рассказывает о чудесах Лукоморья, описывает сказочного кота на золотой цепи, упоминаются прочие сказочные герои.
Князь Владимир выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. Большой праздник с певцами. Три соперника Руслана сидят унылые - это Рогдай, Фарлаф и Ратмир.
Пир заканчивается, молодые идут в свои покои и гремит гром. Руслан обнаруживает пропажу Людмилы.
Князь в горе бросает клич, кто вернет Людмилу, и Руслан, а с ним и его соперники, отправляются в путь. Фарлаф хвастает, Рогдай угрюм и зло смотрит на Руслана, Ратмир горяч.
Соперники разъезжаются в разные стороны и Руслан находит пещеру. В пещере седой старец приветствует Руслана и называет похитителя Людмилы - волшебника Черномора. Старец утешает Руслана, говоря, что любовь Черномора не страшна Людмиле и Руслан ложится отдохнуть.
Старец рассказывает свою историю. Будучи молодым, он влюбился в красавицу Наину, но та отвергла молодого финна. Финн отправляется за море и в битвах добывает сокровища, которые бросает к ногам Наины. Но красавица все равно не любит финна. Тогда финн прибегает к колдовству. Он ищет заклятия и находит их. Перед ним предстает старушка Наина. Оказывается прошло 40 лет. Наина признается, что колдунья и предлагает старцу свои объятия. Но тот убегает и с тех пор живет в пещере.
Песнь вторая.
Рогдай решает вернуться и убить Руслана. Фарлаф убегает от Рогдая и падает с коня. Рогдай бросает его и встречает старушку, которая указывает Рогдаю на север.
Старушка поднимает Фарлафа и отправляет его в Киев.
Рогдай догоняет Руслана.
В это время Людмила приходит в себя в богатой постели. Чудесные девы прислуживают ей и одевают ее. Людмила остается безутешной, несмотря на все красоты дворца, несмотря на роскошный сад. Она даже думает о самоубийстве.
Людмила ложится на постель и вдруг входит ряд арапов, которые несут бороду. За ними идет горбатый карлик. Людмила визжит, хватает карла за бороду и опрокидывает его. Арапы уносят колдуна.
Руслан бьется с Рогдаем и убивает надежду киевлян.
Песня третья.
К Черномору приходит Наина, обещает смерть Руслану и улетает.
Черномор идет к Людмиле, но не находит красавицу и зовет слуг. Людмила же оказывается находит шапку невидимку и становится невидимой.
Руслан пробирается по долине, полной костей и оружия. Руслан выбирает себе щит, меч, кольчугу. Руслан едет дальше и видит холм, который венчает живая голова. Руслан ругается с головой и та начинает дуть. Руслана отбрасывает, а голова смеется.
Тогда Руслан бросает копье и оно пронзает язык голове. Руслан подбегает к голове и ударом сбрасывает ее с холма. Под головой обнаруживается прекрасный меч.
Руслан хочет убить голову, но слышит жалобный стон.
Голова рассказывает, что Черномор был ее младшим братом и однажды посоветовал достать волшебный меч. Голова достала меч, но поругалась с Черномором за право им владеть. Но Черномор обманул брата и отрубил ему голову, а потом колдовством заставил ее сторожить меч. Голова призывает Руслана отомстить Черномору.
Песнь четвертая.
Ратмир подъезжает к замку. Его манит голос волшебный девы. Он входит в замок, его ведут в баню, он забывает про Людмилу. Он остается с юной девой.
Руслан продолжает путь на север и приближается зима.
Людмила невидимкой бродит по замку Черномора и дразнит слуг.
Черномор превращается в Руслана и обманывает Людмилу. Людмила попадает в сети и карлик начинает ее ласкать. Но тут он слышит зов и убегает.
Песнь пятая.
Руслан добирается до замка Черномора и вызывает его на бой. Карлик летает вокруг Руслана и бьет его. Руслан отшатывается и карлик падает в снег. Руслан хватает его за бороду. Черномор поднимает Руслана в небо, но Руслан крепко держит его за бороду. Черномор соблазняет Руслана отказаться от Людмилы, но тот его не слушает.
Три дня носил Черномор Руслана, но под конец взмолился о пощаде. Он относит Руслана в свой дворец и Руслан отрубает ему бороду. Руслан ищет Людмилу, но нигде в замке ее не находит. Он мечется по комнатам и случайно сбивает с головы невидимой Людмилы шапку. Руслан прижимает к себе спящую Людмилу.
Голос финна советует ему спешить в Киев.
Руслан с Людмилой и Черномором пускается в обратный путь. Он доезжает до Головы и показывает той Черномора. Голова умирает и обретает покой.
Руслан встречает Ратмира, ставшего рыбаком. Они обнимаются и Ратмир сообщает, что счастлив со своей красавицей, и забросил меч.
К Фарлафу приходит Наина и ведет того к Руслану. Пока Руслан спит, Фарлаф трижды пронзает его мечом, берет Людмилу и скачет в Киев.
Песнь шестая.
Руслан лежит мертвый в лесу и конь бродит вокруг него. Черномору мнится, что он свободен.
Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев и рассказывает князю, что отбил ее у лешего в муромских лесах. Но сон Людмилы ничто не может нарушить. В городе уныние. Подступили печенеги.
Финн находит Руслана, брызгает на него живой и мертвой водой и Руслан оживает.
Киев в осаде печенегов и русские витязи гибнут в неравной битве. Но тут появляется Руслан и громит печенегов. Город ликует. Фарлаф видя Руслана падает на колени. Руслан рукой касается лица Людмилы и девушка просыпается.
Фарлаф признается в своем преступлении, но на радостях его прощают. Черномора, лишенного силы принимают во дворец, Играется пир.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Руслан и Людмила"

Поэма «Руслан и Людмила» – волшебная сказка, написанная в 1818 – 1820 годах. На создание произведения автора вдохновил русский народный фольклор, русские былины и лубочные повести. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» насыщена элементами гротескной фантастики, просторечной лексикой и добродушной иронией автора. По мнению литературоведов, произведение является пародией на рыцарские романы и романтические баллады Жуковского.

Главные герои

Руслан – храбрый князь, жених Людмилы, спасший ее от Черномора.

Людмила – княжна, младшая дочь князя Владимира, невеста Руслана.

Черномор – горбатый карлик с длинной волшебной бородой, «полнощных обладатель гор», похитил Людмилу.

Финн – старик-волшебник, который помогал Руслану отыскать и спасти Людмилу.

Другие персонажи

Рогдай – «воитель смелый», один из соперников Руслана.

Фарлаф – «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный», убил Руслана и похитил Людмилу.

Ратмир – «младой хазарский хан», хотел жениться на Людмиле, но влюбился в другую деву.

Наина – возлюбленная Финна, колдунья.

Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы.

Посвящение

Автор посвящает свое произведение «красавицам» – «царицам его души» . Поэма начинается с описания сказочного лукоморья – перед читателем раскрывается волшебный мир, где живут ученый кот, русалка, леший, Баба Яга, царь Кащей, витязи и колдуны.

Песнь первая

Князь Владимир выдает свою меньшую дочь Людмилу за «князя храброго Руслана» . Празднество в самом разгаре, гости слушают песню «сладостного певца» Баяна, прославляющего молодоженов. Однако не все веселятся, «в унынье, с пасмурным челом» сидят три витязя, соперники Руслана – Рогдай, Фарлаф, Ратмир.

После пира молодые отправились в свои покои. Неожиданно грянул гром, в комнате потемнело и «кто-то в дымной глубине / Взвился чернее мглы туманной» . Руслан в отчаянии обнаруживает, что Людмила пропала. Узнав о случившемся, князь Владимир обещает тому, кто сможет ее разыскать, руку дочери и полцарства. Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправляются в разные стороны на поиски Людмилы.

По пути Руслан замечает пещеру. Войдя в нее, витязь видит седого старца, читающего книгу. Старец сообщает ему, что Людмилу похитил «волшебник страшный Черномор» . Витязь остается на ночь в пещере, и старец рассказывает ему свою историю. Он был «природным финном» , пастухом, влюбленным в очень красивую и гордую девушку Наину. Однако она отказала юноше. Тогда финн отправился в далекие края и через десять лет вернулся победителем, бросив к ногам возлюбленной сокровища. Но Наина снова отказала ему. Финн решил привлечь возлюбленную чарами, много лет учился в лесах у колдунов и, наконец, смог влюбить в себя женщину. Однако с их последней встречи прошло сорок лет, и теперь перед ним была не молодая красавица, а дряхлая старуха, да еще и колдунья. Финн сбегает от воспылавшей к нему страстью женщины и с тех пор Наина возненавидела мужчину.

Песнь вторая

В это время Рогдай решает убить главного своего соперника – Руслана, и едет обратно. Фарлаф же, обедая возле ручья, увидел несущегося на него рыцаря, испугался и сбежал. Когда Рогдай, считавший, что гонится за Русланом, догнал его, то был разочарован и отпустил витязя.

По дороге Рогдай встретил старуху Наину, которая указала ему путь к Руслану на север. Явилась колдунья и Фарлафу – она посоветовала ему вернуться в Киев, так как от них «Людмила не уйдет» .

После похищения Людмила долго находилась в «тягостном забвенье» . Девушка очнулась в богатых покоях, подобных дому Шехеразады. Три девы под чудное пение заплели Людмиле косу, надели на нее перловый венец, лазурный сарафан и жемчужный пояс. Однако княжна сильно грустит и тоскует по Руслану. Ее не радует даже волшебный по красоте сад, где она проводит целый день. Ночью в ее комнату неожиданно входит «арапов длинный ряд» . Они вносят на подушках длинную бороду, принадлежавшую горбатому карлику. В испуге Людмила закричала и хотела ударить карлика, но тот, пытаясь убежать, запутался в собственной бороде. Арапы унесли его.

Руслан выезжает в чистое поле, где на него с копьем несется всадник. Это был Рогдай. Руслан побеждает соперника, и Рогдай находит свою смерть в реке.

Песнь третия

Утром к карлику Черномору прилетает крылатый змий, который «вдруг Наиной обернулся» . Женщина предлагает колдуну заключить союз, и он соглашается.

Черномор узнает, Людмила пропала – ее не было ни в палатах, ни в саду. Девушка же случайно обнаружила шапку-невидимку колдуна и теперь развлекалась, прячась от карлика и его слуг.

Руслан выезжает на поле старой битвы, усеянное костями, где подбирает для себя доспехи, но не находит достойного меча. Направляясь дальше, князь замечает в высокий холм, на котором спит огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову и она, сердясь, начала дуть на витязя. Сильный вихорь уносил Руслана назад, но он изловчился и вонзил копье в язык головы, а затем и опрокинул ее. Князь хотел «ей нос и уши обрубить» , но голова попросила не делать этого, рассказав свою историю. Она раньше принадлежала великану, которому очень завидовал его брат-карлик Черномор. Однажды Черномор узнал, что существует меч, который отрубит великану голову, а ему бороду (в которой «таилась роковая сила»). Великан раздобыл клинок, и пока брат спал, карлик отрубил ему голову, поставив ее здесь охранять меч. Голова просит Руслана забрать клинок себе и отмстить Черномору.

Песнь четвертая

Ратмир выезжает к долине и видит перед собой замок на скалах. Витязь замечает идущую по стене и поющую песнь прекрасную деву. Юный хан стучится в замок и его встречают красные девицы. Ратмир остается в замке.

Людмила же все это время бродила по владениям колдуна, тоскуя по возлюбленному. «Жестокой страстью уязвленный» Черномор решает поймать Людмилу, обернувшись раненым Русланом. Девушка бросается к возлюбленному, но обнаружив подмену, падает без чувств. Неожиданно раздается звон рога.

Песнь пятая

Как оказалось, на битву колдуна вызвал Руслан. В разгаре сражения витязь хватает Черномора за бороду и они подымаются в небо. Руслан не выпускал бороду колдуна три дня, и тот, устав спустился на землю. Тут же витязь обнажил меч и отсек бороду колдуна, после чего тот лишился волшебной силы.

Руслан возвращается во владения Черномора, но не может найти Людмилу. Горюя, витязь начинает все вокруг крушить мечом и нечаянным ударом сбивает с княжны шапку-невидимку. Руслан падает к ногам девушки, но она заколдована и спит.

Неожиданно рядом появляется добродетельный Финн. Он советует отвезти Людмилу в Киев, где княжна очнется. Витязь так и поступает.

На обратной дороге Руслан говорит голове великана, что отомстил, и она спокойно умирает. У тихой реки витязь встречает рыбака с милой девой, в котором узнает Ратмира. Бывшие соперники желают друг другу счастья.

К Фарлафу является Наина. Колдунья отводит витязя к спящему у ног Людмилы Руслану. Фарлаф «вонзает трижды хладную сталь» в грудь соперника и похищает княжну.

Песнь шестая

Фарлаф приезжает в Киев, но Людмила продолжает спать. Вскоре начинается восстание печенегов. В это время к убитому Руслану приходит Финн с мертвой и живой водой и оживляет витязя. Волшебник отправляет князя защитить Киев и дает с собой кольцо, которое поможет расколдовать Людмилу.

Руслан ведет войско и побеждает печенег. После победы князь зашел в палаты, коснулся чела Людмилы кольцом и девушка проснулась. Руслан и Людмила простили Фарлафа, а карлика приняли во дворец.

Заключение

В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин раскрывает вечный конфликт – противостояния добра и зла. Все герои произведения неоднозначны – у них есть и положительные и отрицательные стороны, однако то, по какому пути идти, выбирают они сами. В финале поэмы автор, следуя за традиционной волшебной сказкой, показывает, что добро всегда побеждает зло.

Краткий пересказ «Руслана и Людмилы» поможет ознакомиться с сюжетом произведения, а также подготовиться к уроку русской литературы.

Тест по поэме

Тест по краткому содержанию произведения Пушкина:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2161.