Презентация на тему "Полная биография С.А.Есенина". Сергей Есенин – презентации на тему Биография и творчество, скачать бесплатно Презентация на тему есенин



Презентация выполнена для того, чтобы рассказать ученикам начальной школы (1 - 4 класс) о славном российском поэте Сергее Есенине, чье 120-летие отмечается в этом году. Школьники с детства с удовольствием читают стихи о черемухе и белой березе, но не каждый ребенок знает, кто автор этих легких, поэтических строк. Еще больше они удивляются тому, что родился этот замечательный автор более века назад. Рассказывать младшим школьникам на уроке чтения или классном часу о трагедии в жизни Есенина не стоит, но детям приятно будет посмотреть иллюстративный материал и послушать рассказ о семье поэта, о его родителях, любимых дедушке и бабушке, о том, что сделало его поэтом и что наделило его таким талантом, откуда он почерпнул столь огромную любовь к Родине.


Презентация из 26 слайдов знакомит зрителя с биографией Сергея Есенина. Об этом человеке можно говорить с детьми бесконечно, однако дабы уложиться в отведенные рамки урока и не упустить важных биографических фактов, предлагаем скачать компьютерную разработку и последовательно шаг за шагом рассказать о жизни поэта, познакомив с основными событиями и датами, связанными с его творчеством.

  • С. Есенин о своем детстве;
  • переезд в Москву;
  • участие в революционном движении;
  • дебют поэта;
  • знакомство с литераторами;
  • встреча с Айседорой Дункан;
  • трагедия, унесшая жизнь.


В презентации содержится рассказ о жизни и творчестве Сергея Есенина, поэта, который является для многих любимым. Нынешние школьники порой считают этого молодого душой мастера поэтического слова своим современником, несмотря на то, что исполняется в 2015 году 120 лет со дня его рождения. Рассказать о жизни и творчестве С. А. Есенина, познакомить с его биографией учеников можно на уроках литературы. Пособие можно скачать бесплатно, чтобы посмотреть с детьми на библиотечном или на классном часу. Использование пособия рассчитано на средние и старшие классы школы (8 - 11 класс).

Компьютерная разработка о русском романтике, талантливом писателе и просто замечательном человеке выполнена на 11 слайдах:

  • истоки (о детстве, семье и месте рождения);
  • поэт века (первая книга «Радуница»);
  • роман поэта и танцовщицы;
  • жизнь и ее перипетии;
  • отрывки из стихов;
  • трагический финал.


Презентация на тему «Сергей Есенин» содержит автобиографический рассказ писателя о том, что собой представляла его жизнь. Каждое слово, написанное на страничках ресурса, принадлежит поэту. Кратко и лаконично он рассказывал о себе лишь при необходимости, не хвастаясь, не выставляя факты напоказ. Его слова дополнены иллюстративным материалом. В результате получилось замечательное пособие для детей, которое можно скачать как для классного часа в начальной школе, так и для уроков литературы в 6, 7, 8 классах.

3. Учился в земском Константиновском училище, потом окончил Спас-Клепиковскую школу, где готовили сельских учителей. После окончания еще год прожил в селе.

4. В 17 лет уехал в российскую столицу, где работал у купца корректором в конторе; принимал участие в Суриковском литературно-музыкальном кружке, все также продолжая писать стихи.

5. В 1912 году поступает на историко-философское отделение народного университета А. Шанявского.

6. В начале 1914 года начинает печать свою поэзию в московских журналах.

7. В 1915 году Сергей Есенин уезжает жить в Санкт-Петербург (тогда Петроград) и почти сразу знакомится с Блоком, в доме которого находит теплый радушный прием и одобрение своей поэзии. Талант поэта признают Клюев и Городецкий, с которыми его знакомит Блок.

8. В Москве печатают почти всю привезенную поэтом лирику, которая тут же становится любима многими. С 1916 года выходит в свет первая книга Есенина – «Радуница», потом (с 1914 по 1917) «Голубень», «Марфа-Посадница» и другие.

9. С 1916 года Сергей Есенин идет призывником на военную службу, откуда он впоследствии самовольно уходит, и работает с эсерами «поэтом». На момент революции находился в дисциплинарном батальоне, куда попал из-за того, что отказался написать стихотворение для царя. Во время раскола партии присоединился к левой группе, был среди их боевой дружины.

10. Наступление крестьянской революции принял со всей радостью. С 1918 по 21 год много путешествовал по просторам страны, посетил Архангельск, Мурманск, Кавказ, Крым, Бессарабию, Туркестан.

11. В 1922-23 годах уезжает в путешествие по Европе (Франция, Бельгия, Италия, германия) вместе со своей любимой – известной американской танцовщицей Айседорой Дункан; прожил четыре месяца в США.

12. Поэзия Сергея Есенина полна горячей любви к родной земле, к людям и природе, но в его лирике иногда проскакивают нотки грусти и разочарования, ведь поэт позже пожалел о том, что поддерживал революцию. В 1924-25 были написаны такие известные стихотворения, как «Персидские мотивы», «Русь уходящая», «Письмо матери». Незадолго до смерти пишет одно из самых известных своих творений: трагическую поэму «Черный Человек».

13. Жизнь Сергея Есенина трагически обрывается. По официальной версии властей он совершил самоубийство (трагедия произошла в петроградской гостинице «Англетер»). Но многие считают, что над поэтом совершили расправу Советские власти. Похоронен поэт на Ваганьковском кладбище.

Слайд 2

дЕТСТВО

Сергей Александрович Есенин появился на свет 3 октября 1895 года в Рязанской губернии, в довольно большом селе Константиново, Кузьминской волости. Отец Сергея - Александр Никитич Есенин (1873-1931) в юности пел в церковном хоре, был обычным крестьянином, а затем переехал в Москву, где работал приказчиком в мясной лавке. Татьяна Федоровна Титова, мама будущего поэта (1875-1955) была отдана замуж не по любви, видимо, поэтому совместная жизнь супругов была недолгой.

Слайд 3

Александр Никитич, Татьяна Федоровна- родители С.А.Есенина

Слайд 4

Дом в Константиново

Слайд 5

Когда маленькому Сергею исполнилось 2 года, мать ушла от отца, уехала на заработки в Рязань, а воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии - Наталья Евтихиевна (1847-1911) и Федор Андреевич (1845-1927) Титовы. Семья деда была довольно зажиточной, кроме маленького Сережи в доме Федора Андреевича жили трое его неженатых сыновей, с которыми будущий поэт проводил много времени. Именно они учили мальчика плавать, ездить на лошади и работать в поле

Слайд 6

От бабушки Сергей Есенин узнал множество народных сказок, песен и частушек, по признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье.

Слайд 7

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1904 году Есенин был отдан на обучение в земское училище в Константиново, после окончания которого, в 1909 году поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, из которой вышел в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты».

Слайд 8

Сразу после окончания школы Сергей Александрович переехал в Москву, где в то время уже работал в мясной лавке его отец. Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем устроился в типографию И. Д. Сытина. На следующий год Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.

Слайд 9

ТВОРЧЕСТВО

Писать стихи Сережа начал еще в ранней юности, во время обучения в церковно-учительской школе. Впервые стихи поэта были опубликованы уже после его переезда в Москву, в 1915 году, в журнале для детей «Мирок». В 1915 Есенин отправился в Петроград, где познакомился с признанными российскими поэтами – Городецким и Блоком. Тогда же Сергею удалось устроиться на военную службу, которую он проходил в Царском селе. Поэт вместе с Николаем Клюевым даже выступал перед императрицей Александрой Федоровной, читая свои сочинения.

Слайд 10

Первый сборник стихов под названием «Радуница» вышел в 1916 году. Название этого сборника, проникнутого духом русской деревни можно трактовать по-разному – с одной стороны Радуница – это день поминовения усопших, а с другой – так называли весенние народные песни, радоницкие веснянки. В целом название вполне отражает настроение и лирику поэта – жалость, потаенная грусть и описание красоты окружающей природы. Этот сборник сделал Есенина знаменитым.

Слайд 11

После знакомства с имажинистами, которые основным выразительным средство поэзии считали метафору, создание образа, начался новый этап творчества Есенина, который можно назвать более «городским». В период увлечения Сергея имажинизмом вышло сразу несколько сборников его стихов - в 1921 году «Трерядница» и «Исповедь хулигана», в 1923 году - «Стихи скандалиста», в 1924 году - «Москва кабацкая» и поэма «Пугачев».

Слайд 12

После возвращения из поездки в Азию, в 1925 году, вышел цикл стихов «Персидские мотивы». Самыми известными произведениями Есенина стали не поэмы, посвященные его отношению к советской власти (вначале восторженному, а затем резко негативному), а прекрасные стихи, посвященные природе, любви, родине: «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо к матери» и другие.

Слайд 13

Основные достижения Есенина

Главным достижением Сергея Есенина можно с уверенностью назвать создание нового, уникального и узнаваемого с первого взгляда стиля поэзии. Лирика Есенина очень популярна и по сей день, а стихи не утратили своей актуальности.

Слайд 14

Еще в 1913 году, в возрасте 18 лет Сергей Есенин познакомился с Изрядновой Анной Романовной (1891-1946), которая стала первой, гражданской супругой поэта. От этого, недолго продлившегося брака у Сергея Есенина родился сын Юрий, который, к сожалению, в 1937 году был расстрелян.

Слайд 15

Изряднова Анна Романовна Юрий-сын С.А.Есенина

Слайд 16

Есенин оставил свою первую семью сразу после рождения сына, в 1914 году. В июле 1917 года Сергей познакомился с красавицей Зинаидой Райх, бурный роман закончился официальным браком, в котором родилось двое детей - Татьяна Сергеевна (1918–1992) и Константин Сергеевич (1920-1986). В дальнейшем Зинаида вышла замуж за известного режиссера - В. Э. Мейерхольда, который усыновил ее детей от брака с Есениным.

Слайд 17

Зинаида Райх Татьяна и Константин

Слайд 18

Еще будучи в браке с Зинаидой Райх Сергей Есенин познакомился с переводчицей и поэтессой Надеждой Давыдовной Вольпин, которая также как поэт входила в кружок имажинистов. От этого романа в Есенина в 1924 году родился внебрачный сын, ныне проживающий в Соединенных Штатах и носящий двойную фамилию – Вольпин-Есенин.

Слайд 19

Вольпин Надежда Давыдовна и её сын

Слайд 20

Наиболее драматически закончился роман Сергея Александровича с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Выпускница женской Преображенской гимназии в Петербурге была страстной поклонницей поэта и покончила жизнь самоубийством, застрелившись на его могиле 3 декабря 1926 года, практически через год после смерти самого поэта.

Слайд 21

Бениславская Галина Артуровна

Слайд 22

Известнейшей связью любвеобильного Есенина по праву считается его роман с Айседорой Дункан, танцовщицей, приехавшей в Советский Союз по специальному приглашению партии и прославившейся своей оригинальной манерой исполнения. Дункан называли «босоножкой», так как она всегда выполняла свои номера босиком, ее танцы пользовались большим успехом в СССР. Айседора была старше поэта на 22 года, что не помешало ей влюбиться в «красивого русского» с первого взгляда. Перед поездкой в США, в 1922 году, пара официально оформила отношения, однако совместная жизнь была омрачена скандалами и постоянными ссорами. Первая соперница у Айседоры Дункан появилась еще в 1923 году, когда Есенин увлекся Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Московского Камерного театра. Именно ей посвящены несколько стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана», однако страстный роман оказался весьма быстротечным и скоро закончился полным разрывом.

Слайд 23

Айседора Дункан Августа Леонидовна Миклашевская

Слайд 24

Последним известным романом Сергея Есенина стала связь с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957), внучкой того самого Льва Николаевича Толстого, с которой он познакомился в марте 1925 года. Абсолютно разные, вышедшие из разных миров они, по воспоминаниям современников, не смогли бы быть вместе, даже если бы поэт прожил более долгую жизнь. Мало кто знает, что Софья пыталась поместить Есенина на лечение в психоневрологическую клинику, откуда поэт сбежал и уехал в Ленинград, где остановился в печально известном номере гостиницы «Англетер». По другой версии, Сергей лег в больницу, чтобы избежать ареста, спасаясь от преследований ГПУ.

Слайд 25

Софья Андреевна Толстая

Слайд 26

О смерти Сергея Есенина до сих пор спорят историки. Согласно официальной версии, поэт, который давно уже пил слишком много и вел разгульный образ жизни, повесился на трубе отопления в своем номере в «Англетере» 28 декабря 1925 года. Перед смертью, вместо последней записки поэт кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Очень многие считают, что Сергей Александрович не мог повеситься сам, в тот вечер был весел, провел его со знакомыми и ни словом не обмолвился о каких-либо душевных переживаниях, к тому же он с большим воодушевлением ждал выхода в свет своего полного собрания сочинений. Вызывают сомнения и некоторые обстоятельства гибели поэта, однако окончательно доказать версию убийства не удалось и по сей день. Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Слайд 27

Посмотреть все слайды























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С целью повышения эффективности процесса обучения, формирования нового информационного пространства современный урок нуждается в более полном использовании компьютерной техники. Компьютерные технологии становятся всё более актуальными, так как заниматься с компьютером очень интересно и познавательно. Они формируют умение работать с информацией, предоставляют обучающимся максимум учебного материала, создают возможность осуществления в процессе обучения перехода от внешнего контроля учителя к самоконтролю учащегося, способствуют переводу педагогической системы на самообучение школьников.

Презентация Microsoft Power Pointк уроку литературы по теме «С. А. Есенин. Жизнь и творчество» способствует качественному усвоению учебного материала, так как привлекает не только содержательностью информации, но и новым способом её подачи, наглядностью, возможностью оптимального сочетания индивидуальной и фронтальной форм работы.

Предлагаю вниманию коллег методическую разработку урока «Сергей Есенин как национальный поэт. Жизнь и творчество», частью которого стала названная выше презентация.

Цели урока :

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
  • развивать внимание обучающихся, их устную речь;
  • воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.

Методические приёмы : слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3 мин.)

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, соз­данный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в твор­честве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской дерев­не, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь попу­лярных в его время, не понадобилось.

2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация по теме. 15 мин. ).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

3. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…

Обстоятельства жизни поэта подтверждаются есенинским высказыванием: «Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах».

(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).

4. Беседа по лирике С.А.Есенина:

    • Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
    • Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?
    • Чем привлекает вас творчество этого поэта?
    • Каковы основные темы его лирики?
    • Каковы настроения лирического героя Есенина?
    • Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

5. 3аключительное слово учителя.

«Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

6. Тестирование по темам:

    • «Биография»
    • «Обзор творчества»

(Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе ).

Домашнее задание.

  1. Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)
  2. Выучить стихотворение (по выбору).
  3. Индивидуально: сопоставить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою», А.А.Фета «Печальная берёза» и С.А.Есенина «Пороша» и «Берёза»

Презентация, подготовленная к уроку литературы «С. А. Есенин. Жизнь и творчество», содержит гиперссылки и даёт возможность варьировать содержание урока. Если на уроке сообщение преподавателя или обучающегося ограничено основным материалом, то в процессе индивидуальной проработки могут быть использованы материалы гиперссылок. По содержанию материала презентации было создано два электронных теста: «Биография» и «Обзор творчества». Контрольные тесты используются на этапе контроля знаний, умений, навыков (или самоконтроля), могут быть использованы вместе с материалами презентации и приложения в качестве тренажера. Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе.

  1. Для реализации фронтальной формы обучения рекомендуется организовать изучение данной темы на базе учебного кабинета, оборудованного одним мультимедийным ПК и медиапроектором с настенном экраном или интерактивной доской.
  2. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке следует проводить работу на базе компьютерного класса, где одновременно могут заниматься 10-15 человек.

Немаловажен факт, что урок с данной презентацией – это общение обучающегося с компьютером, и обучение в данном случае имеет диалоговый характер. При таком обучении осуществляется принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося, реализуются управляемость; то есть в любой момент возможна коррекция процесса обучения, у обучающегося поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Работа с компьютером на уроке и вне урока способствует подготовке личности «информационного общества.

Список использованной литературы и материалов.

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.
  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».
  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.
  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.; Издательство «Экзамен», 2004.
  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.
  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.
  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.
  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.
  9. Тесты по литературе для 11 класса. 2004.

Приложения:

  1. Аудиозапись «Тихо струится река серебристая…» (романс на стихи С. Есенина) (у автора)
  2. Презентация
  3. Видеоролик (у автора)

Чтобы школьники воспринимали информацию с большей эффективностью, рекомендуется воспользоваться презентацией «Есенин». Информация о неординарной личности представлена в удобном виде с соответствующим оформлением, напоминающим тонкое пение мелодичных строф. Лирика поэта чарует каждого, кто хоть однажды сталкивался с его произведениями, а биография настолько таинственна, что внимание к Есенину не ослабевает даже сегодня.

Урок о жизни и творчестве Есенина станет еще более увлекательным, если использовать в ходе рассказа визуальные материалы, такие как портреты, схемы и таблицы, снимки из прошлого века. В ходе повествования есть также слайды, посвященные женщинам Есенина. Поэт постоянно метался в своей личной жизни, был окружен дамами, поэтому обойти эту часть его истории непростительно.
Величайший поэт – личность незаурядная, поэтому красивая презентация о биографии Есенина отождествляет его образ. С выразительным и структурированным сопровождением Сергей Александрович Есенин откроется ученикам на уроках по литературе со всей своей таинственностью и неординарностью, привьет любовь к поэзии и родине.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Есенин» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Есенина
Родители
Дедушка
Земское училище

Церковно-приходская школа
Анна Изрядова
Конфликты с властью
Жизнь в Петрограде

Зинаида Райх
Айседора Дункан
Галина Бениславская
Софья Толстая

Самоубийство
Могила